Деятельность ТПМПК города Лермонтова в современных условиях
На сегодняшний день, одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Российской Федерации является образование лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – лиц с ОВЗ). В данной статье рассматриваются актуальные вопросы организации деятельности территориальной психолого-медико-педагогических комиссии отдела образования, физической культуры и спорта администрации города Лермонтова (далее - ТПМПК), которые определяют комплексное сопровождение детей с ОВЗ и выступают первоначальным звеном этого процесса,определяющим дальнейший индивидуальный образовательный маршрут каждого ребенка. Приведены данные по кадровому составу комиссии, информация по обследованным детям, у которых были установлены ограниченные возможности здоровья,а также по тем, кому требуется создание специальных образовательных условий или специальных условий для прохождения государственной итоговой аттестации при сдаче ГИА; доля детей, которым были рекомендованы адаптированные образовательные программы. Автор описывает направления деятельности специалистов комиссии, перечисляет принципы и методы их командной работы и выделяет аспекты организации деятельности ТПМПК, которые нуждаются в совершенствовании: проблема привлечения врачей к работе в ТПМПК, их недостаточная оснащенность и обеспеченность помещениями для проведения обследований детей.
Ключевые слова: территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия; дети с ограниченными возможностями здоровья; психолого-педагогическая диагностика; психическое развитие; консультирование; междисциплинарная команда специалистов.
Инклюзивное образование в России закреплено на законодательном уровне и регламентируется Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 - ФЗ от 29 декабря 2012 года, Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ОВЗ и Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В системе образования Российской Федерации создан особый формат консультативной помощи детям с ОВЗ и их семьям, которую осуществляет междисциплинарная команда специалистов различного профиля, объединенных в психолого-медико-педагогическую комиссию. Фактически ПМПК можно назвать одним из механизмов,призванных повысить эффективность инклюзивного образования [2].
Деятельность ПМПК в основном регламентируется Приказом Министерства образования и науки России от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» и Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 февраля 2015 г. № вк-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической,медицинской и социальной помощи». Основная задача ПМПК—выявить нарушения в развитии ребенка и его потенциальные возможности и определить оптимальную образовательную программу и специальные условия для получения им образования в соответствии с индивидуальными особенностями развития. Также ПМПК формулирует рекомендации по коррекции трудностей в обучении, поведении, интеллектуальном, речевом и личностном развитии.
ПМПК создается из расчета одной комиссии на 10 тысяч детей, проживающих на соответствующей территории, поэтому в каждом субъекте Российской Федерации должна быть создана как минимум одна комиссия. Положение о ПМПК предусматривает, что их количество на территории Российской Федерации может варьировать с учетом социально-демографических, географических и других особенностей региона [7]. Исходя из принципа соподчинения и иерархии в деятельности учреждений, создаются центральные и территориальные ПМПК
В своей деятельности ПМПК следует методологическим принципам психолого-педагогической диагностики нарушений развития, разработанным в отечественной специальной педагогике и психологии: гуманизма, системного подхода и целостного изучения ребенка, деятельностного индивидуального подхода, онтогенетическому принципу, принцип у качественно-количественного анализа полученных данных, учета национальной и этнокультурной ситуации развития ребенка.Также разработаны и организационные принципы деятельности ПМПК: добро-вольности,открытости,конфиденциальности, уважения к личности ребенка и родителя (законного представителя), партнерства, профессиональной ответственности, междисциплинарного взаимодействия и информированного согласия. Именно ПМПК принадлежит ведущая роль в определении специальных условий для успешного образования детей с ОВЗ [3].
Под специальными условиями понимаются условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя: использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных дидактических материалов, учебных пособий и учебников; использование специальных технических средств обучения индивидуального и коллективного пользования; предоставление услуг тьютора или ассистента (помощника), оказывающего ребенку необходимую помощь; проведение коррекционных занятий (индивидуальных и групповых);обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность и др. В частности, предусматривается создание материально-технических условий, обеспечивающих возможность беспрепятственного доступа детей с ОВЗ и инвалидностью в здания и помещения образовательной организации и их комфортного пребывания и обучения в ней (пандусы, специальные подъемники и лифты, специально оборудованные туалетные комнаты, средства ориентации для слепых,слабовидящих,глухих и др.),специально оборудованные учебные места, предназначенные для конкретной категории детей с инвалидностью (для слепых,слабовидящих,лиц с нарушениями опорно-двигательной системы и т.д.), специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование и технические средства [4].
Действующая на территории города Лермонтова ТПМПК не является юридическим лицом. Комиссия создается отделом образования, физической культуры и спорта администрации города Лермонтова (далее – отдел образования) в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее – обследование) и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.
В состав ТПМПК входят педагоги-психологи, учителя-дефектологи, учитель-логопед, главный специалист отдела образования. При необходимости в состав комиссии включаются и другие специалисты. Включение медицинских работников осуществляется по согласованию с клинической больницей города Лермонтова.
Педагог-психолог проводит оценку уровня и особенностей развития познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер ребенка, его поведения в соответствии с возрастом. Важна оценка потенциальных возможностей раз-вития ребенка, в том числе работоспособности, темпа деятельности, социально-эмоциональной адаптации в коллективе сверстников и образовательной организации в целом. Учитель-дефектолог проводит оценку уровня развития познавательной деятельности (в том числе сформированности общих знаний, умений и навыков) в соответствии с возрастом, уровня освоения программного учебного материала и обучаемости ребенка, выявляя уровень его развития, а также потенциальные возможности.Учитель-логопед определяет особенности развития речи,характер и причины речевого дизонтогенеза. В содержание логопедической оценки в ходит обследование импрессивной речи,экспрессивной речи, артикуляционного аппарата, особенностей коммуникативной деятельности. У детей школьного возраста исследуется как устная, так и письменная речь. Для детей с речевой патологией вторичного характера (когда нарушения компонентов речевой системы наблюдаются при сенсорных, двигательных, интеллектуальных, эмоционально-волевых расстройствах) важно провести дифференциальную диагностику с учетом структуры дефекта, выявить ведущее нарушение,установить иерархию и степень выраженности нарушений развития[5].
Информация о проведении обследования детей в ТПМПК, результаты обследования, а также иная информация, связанная с обследованием детей в ТПМПК, является строго конфиденциальной, т.е. предоставление указанной информации без письменного согласия родителей (законных представителей) третьим лицам не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации [1].
Основными направлениями деятельности ТПМПК являются:
1. проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;
2. подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;
3. оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ОВЗ и (или) девиантным (общественно-опасным) поведением;
4. оказание федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребенка-инвалида;
5. осуществление учета данных о детях с ОВЗ и (или) девиантным поведением, проживающих на территории деятельности комиссии [6].
В 2022 году ТПМПК было обследовано 136 детей, что на 24% больше, чем количество несовершеннолетних, обследованных за 2021 год.
Возраст обследованных детей распределился следующим образом:
до 3 лет—2%,
от 4 до 6 лет—48%,
от 7 до 10—13%,
от 11 до 14— 21%,
от 15 до 18— 16%.
Из общего числа обследованных, 20 детей нуждаются в специальных условиях при прохождении ГИА-9, и 1 — в специальных условиях при прохождении ГИА-11, почти половина из общего числа обследованных (46%) – это дети с тяжелыми нарушениями речи, ранняя диагностика которых и своевременная помощь и приводит в значительному снижению количества детей с ОВЗ уже к началу обучения в школе.
Что касается гендерного распределения обследованных за указанный период детей, то среди обратившихся за психолого-медико-педагогическим обследованием 59% — мальчики, 41% — девочки.
По результатам ПМП-обследований ограниченные возможности здоровья с рекомендациями специальных условий обучения были определены у большинства обратившихся детей. Подавляющее число детей, прошедших ПМП-обследование, нуждаются в индивидуальной (либо групповой) психолого-педагогической помощи (сопровождении) педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, социального педагога, ассистента-помощника, тьютора. Несомненно, эти выводы указывают на индикаторы дальнейших мониторингов деятельности ПМПК и проблемы, устранение которых поможет повысить эффективность инклюзивного образования в нашем городе.