Использование инновационных методик в работе педиатра при сопровождении детей-инвалидов в ходе образовательного процесса
Процесс формирования здоровья охватывает довольно длительный период жизни человека. Основные параметры здоровья закладываются в детстве. Организм ребёнка высокочувствителен к воздействию факторов биологической и социальной среды. Многочисленные исследования последних лет убедительно свидетельствуют об ухудшении состояния здоровья детского населения России [14]. В основе ухудшения здоровья школьников лежит целый комплекс негативных социально-гигиенических, медицинских, экологических и педагогических причин, с которыми сталкиваются сегодня семья и школа [9]. В настоящее время около 13,0% детей младшего школьного возраста могут считаться здоровыми. При выпуске из школы в отдельных регионах РФ их численность снижается до 3,8%, при этом возрастает процент учащихся с хронической патологией с 25,0% до 59,0% [17]. В формировании детского здоровья значительная роль принадлежит условиям обучения. Наиболее часто у детей в условиях интенсивной учебной нагрузки в школе формируются невротические и соматовегетативные расстройства, нарушения зрения, осанки, отмечается недостаточная прибавка массы тела, растет острая заболеваемость [3].
Особенностью младшего школьного возраста является незавершённость морфологического и функционального созревания организма ребёнка на данном этапе. В этот период дети особенно чувствительны к неправильной организации учебного процесса, так как повышенная школьная нагрузка, нарушение продолжительности отдельных режимных моментов без учёта индивидуальных особенностей ребёнка создают предпосылки для негативного влияния школьной среды на здоровье учащихся.
К сожалению, в современной медицинской литературе недостаточно убедительных данных о влиянии социально-гигиенических и медико-биологических факторов риска на состояние здоровья детей в ходе обучения по программам начального, основного и среднего образования.
В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов для каждой из категории детей, с нарушениями в развитии, комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение в условиях образовательного процесса всех детей с особыми образовательными потребностями должно осуществляться с учётом состояния здоровья и особенностей психофизического развития. Последние описаны и в целом определены в соответствующих общих характеристиках каждой из категорий детей с ОВЗ. Сама специфика психолого-педагогического сопровождения для каждой из имеющихся на настоящий момент категорий детей с ОВЗ в каждом из ФГОСов и их вариантах не детализирована, но определяется соответствующими специальными образовательными условиями, определяемыми на психолого-медико-педагогической комиссии. Подобные условия исходят из специфики особенностей психофизического развития каждой категории детей с ОВЗ,приведенными в соответствующих разделах ФГОСов.
В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов для каждой из категорий детей с нарушениями в развитии организационный раздел основной образовательной программы всех образовательных учреждений должен содержать описание системы психолого-педагогических условий и ресурсов, которые должны обеспечивать:
• выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими рекомендуемой образовательной программы и их дальнейшую интеграцию в образовательной организации;
• реализацию комплексного индивидуально ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса всех детей с особыми образовательными потребностями с учётом состояния здоровья и особенностей психофизического развития (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
• создание специальных условий воспитания, обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, безбарьерной среды жизнедеятельности и учебной деятельности; использование специальных образовательных программ, разрабатываемых образовательной организацией совместно с другими участниками образовательного процесса, специальных учебных и дидактических пособий; соблюдение допустимого уровня нагрузки, определяемого с привлечением медицинских работников;
проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий; предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь.
Коррекционная программа в структуре психолого-педагогического сопровождения должна содержать:
• цели и задачи коррекционной работы с обучающимися;
• перечень и содержание индивидуально ориентированных коррекционных направлений работы, способствующих освоению обучающимися с особыми образовательными потребностями рекомендуемой образовательной программы;
• систему комплексной психолого-медико-социальной поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включающую комплексное обследование, мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательной программы;
• механизм взаимодействия, предусматривающий общую целевую и единую
стратегическую направленность работы с учётом вариативно-деятельностной тактики учителей, специалистов в области коррекционной и специальной педагогики, специальной психологии, медицинских работников образовательной организации, других образовательных организаций и институтов общества;
• планируемые результаты коррекционной работы.
Основой эффективного психолого-педагогического сопровождения является выполнение ряда системообразующих условий. К ним относятся:
• адекватное определение вида, варианта, режима образовательной программы, а также специальных образовательных условий ее реализации на психолого-медико-педагогической комиссии;
• наличие в образовательной организации психолого-медико-педагогического консилиума, высококвалифицированных специалистов, обеспечивающих реализацию психолого-педагогического сопровождения;
• материально-технического обеспечения, в том числе программно-методического обеспечения;
• наличие в шаговой доступности реально функционирующей сети образовательных и иных организаций, обеспечивающих дополнительное комплексное сопровождение ребенка с ОВЗ вне образовательной организации, в которой он обучается.
Психолого-педагогические условия в реализации рекомендуемой образовательной программы педиатр должен обеспечивать:
• преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к предыдущему уровню образования;
• учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенности перехода из младшего школьного возраста в подростковый;
• формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности;
• вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса;
• диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень учреждения);
• вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).
Все вышеприведенные условия и задачи не могут быть эффективно решены, если не создана целостная система психолого-медико-педагогического сопровождения одним из основных элементов которой и является психолого-медико-педагогическая комиссия.
В рамках деятельности системы психолого-медико-педагогического консультирования детей, нуждающихся в организации специальных условий для получения образования, педиатр отвечает за медицинской блок.
Т.к. современные условия требуют постоянного ведения медицинскими работниками детей-инвалидов в ходе учебного процесса.
Актуальность темы:
Состояние здоровья населения постоянно находится в центре внимания государства. В последние годы особый упор делается на «обеспечение благополучного и защищенного детства», как основы успешного социально-экономического развития страны. До настоящего времени на фоне низкой рождаемости продолжается увеличение смертности населения, что особенно важно, в трудоспособном возрасте. Этот показатель в России в 3 - 4 раза превышает уровень других экономически развитых стран. Не уменьшается число больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями и болезнями органов дыхания. Именно эти состояния обусловливают большинство случаев временной нетрудоспособности, почти половину случаев инвалидности и основные причины смерти населения.
Прослеживается тенденция снижения доли здоровых детей - до 33,9% с одновременным увеличением вдвое удельного веса детей, имеющих хроническую патологию и инвалидность.
Значимым фактором, влияющим на состояние здоровья подрастающего поколения, является обучение в образовательных учреждениях, которое совпадает с периодом интенсивного роста и развития ребёнка, когда организм наиболее чувствителен к действию условий окружающей среды. Реализация неблагоприятных факторов во многом зависит от срока и интенсивности их действия, возраста и состояния здоровья ребёнка. Известно, что факторы риска в школьный период систематичны и длительны, они имеют способность накапливаться, действуя на протяжении всего периода обучения и приводя к нарушениям соматического, психического, физического и репродуктивного здоровья. Наибольшая восприимчивость к негативным воздействиям имеет место в период адаптации, когда отмечается наибольшее напряжение физиологических процессов. Школа - идеальное место для проведения программ по охране здоровья детей. Именно в связи с этим, а также с изменениями, которые произошли в школьном образовании за последнее десятилетие, и обострилась проблема создания оптимальных условий обучения.
Задачи по сохранению и укреплению здоровья современных школьников могут и должны решаться непосредственно в образовательном учреждении, а именно врачом-педиатром. Однако до сих пор не найдены достаточно эффективные формы организации учебного процесса, не решён вопрос оптимального питания учащихся и объёма школьных средств оздоровительно-реабилитационной направленности. У детей, начинающих систематическое обучение в общеобразовательной школе, увеличивается распространённость пограничных расстройств с быстрым формированием хронической патологии в дальнейшем, поэтому особенно актуален поиск методов ранней донозологической диагностики и профилактики заболеваний.Следовательно, должен быть создан единый системный подход к сохранению и укреплению здоровья детей и подростков на различных этапах воспитания и обучения в любом образовательном учреждении.
Обеспечить профилактику проблем, связанных со здоровьем в условиях общеобразовательного учреждения, призвана школьная медицинская служба, совершенствование которой является важной задачей.
Качественное медицинское обслуживание включает и активное вовлечение педагогов в процесс сохранения здоровья учащихся. Подчёркивается необходимость внедрения здоровьесберегающих технологий в каждое образовательное учреждение. Однако до настоящего времени отсутствует эффективная система взаимодействия педагогов и медицинских работников, педагог не достаточно интегрирован в систему медицинского обеспечения образовательного процесса. Для создания условий саморазвития и самореализации личности обучающегося и его успешной социализации в обществе учитель должен знать не только психолого-педагогические основы работы с детьми, новые тенденции и формы работы, но и основы возрастной анатомии и физиологии. Эти составляющие должны содействовать сохранению здоровья и обеспечивать благополучие всех участников педагогического процесса. Однако многочисленные педагогические исследования последних лет, посвящённые формированию здорового образа жизни школьников, рассматривают данную проблематику изолированно от медицинского обеспечения образовательного процесса. С учётом этого основной задачей медицинской службы школ является профилактика, раннее вмешательство и организация взаимодействия с медицинскими учреждениями, а так же создание наиболее благоприятных условий для развития и коррекции ребёнка в случае необходимости.
Цель исследования: Эффективность использования инновационных методик в работе педиатра при сопровождении детей-инвалидов в ходе образовательного процесса.
Очевидно, что организация деятельности педиатра в ситуации возникновения и интенсивного развития в образовании инклюзивной практики, не затрагивая основные аспекты ее деятельности, в то же время, в определенной степени видоизменяет и его задачи. Подобные изменения касаются не столько изменения процедуры оценки особенностей и возможностей самого ребенка, сколько относятся к особенностям определения вида образовательной программы, специальным образовательным условиям ее реализации в среде обычных сверстников. Именно педиатр становится связующим, координирующим звеном в сетевом взаимодействии образовательных и иных организаций по обеспечению качественного доступного образования детям с ОВЗ, поскольку именно на нем «замыкаются» практически все связи. Комплексное обследование ребенка с ОВЗ педиатром, тем более ребенка с выраженными часто сочетанными нарушениями в развитии – весьма сложная и многоаспектная процедура. Как известно, до сих пор ни в сообществе специалистов, ни в нормативных документах не выработано единого взгляда относительно роли педиатра. При таком подходе трудно было говорить об эффективной командной работе. Переход к междисциплинарной деятельности команды специалистов позволил в значительной степени повысить эффективность работы педиатра, снизить ресурсозатраты и специалистов и ребенка и «прописывание» адекватных состоянию ребенка специальных образовательных условий. Естественно, что в этой ситуации должен быть изменен и сам процесс проведения обследования ребенка, процесс консультирования его родителей, и даже использование специалистами диагностических и дидактических средств в процессе обследовании. Сам алгоритм проведения консультативного блока педиатром, как определенная технология, включает ряд последовательных этапов:
-Знакомство с представленными родителями документами, формирование первичной гипотезы относительно основных проблем и особенностей развития ребенка и его образовательных возможностей.
-Комплексное обследование, включающее такие процессы как анализ предшествующего развития (сбор анамнестических данных) и непосредственная оценка особенностей развития ребенка, его возможностей различными специалистами;
-Анализ полученных результатов и их коллегиальное обсуждение; -Принятие решения об «образовательной траектории» (вид образовательной программы, ее форма, режим реализации, аспекты коррекционной программы и другие необходимые специальные образовательные условия);
- Консультирование родителей и согласование с ними специальных образовательных условий, необходимых ребенку для обучения, реабилитации, развития, и адекватной социализации: в первую очередь, характера образовательной программы, других специальных образовательных условий.
-Анализ истории развития и заболеваний ребенка, у медиков имеющий определение «анамнез», - в первую очередь, является профессиональной обязанностью врача, при участии педиатра, даже если диспансерно наблюдает другой специалист. Именно врач-педиатр в большинстве случаев начинает разговор с родителями, опрашивая их об особенностях жизни ребенка, начиная даже не с момента рождения, а с определенных моментов беременности женщины. Отметим, что в некоторых случаях, когда у ребенка имеется неврологическое или психическое заболевание, которое и является основной причиной создания для ребенка специальных образовательных условий, врач педиатр, совместно со специалистами (невролог или психиатр) принимает активное участие на протяжении всего учебного процесса. Объективный анамнез собирается со слов родителей (желательно матери, так как она обычно наилучшим образом осведомлена в подробностях истории ребенка) и в той или иной степени подтверждается медицинскими документами, которые принесли родители. Максимально большое количество медицинских документов с разрешения родителей было отксерокопировано и включено в Карту Развития ребенка. Это входит в функцию педиатра. В случае обследования ребенка педиатру необходимо, в первую очередь, выяснить следующие основные показатели:
• были ли какие-либо особенности состояния матери и плода в течение беременности и родов, (угрозы выкидыша, преждевременные роды, осложнения во время родов, когда закричал после рождения, что сказали врачи, другие особенности);
• состояние ребенка непосредственно после рождения, ребенка (в том числе, показатели по шкале Апгара) - сроки первого кормления (что косвенно отражает состояние новорожденного) сроки выписки из роддома. Отмечались ли в роддоме какие-либо отклонения у ребенка;
• каким был ребенок на первом году жизни (спокойный/беспокойный), специфика мышечного тонуса на первом году жизни, сроки становления моторного развития (сел, встал, пополз, пошел), какие трудности отмечали родители в этот период. У каких специалистов медицинского профиля находился на диспансерном учете (ортопед, невролог, окулист и пр.);
• особенности поведения и отношения к окружающему на первом году жизни, которые замечали родители и другие члены семьи; • сроки речевого развития (гуление, лепет, первые слова, простая фраза – в каком возрасте, сроки появления местоимения «Я», другие особенности речевого развития);
• Привыкание к новым видам пищи (нарушения пищеварения) на первом году жизни и в последующие годы. Явные пищевые предпочтения ребенка и их выраженность;
• у каких врачей наблюдался после первого года жизни, с какими диагнозами. Были ли какие-либо тяжелые заболевания, наркозы (почему, когда и сколько), физические травмы;
• были ли психические « травмы» - причины, продолжительность, наблюдаются ли последствия психической травматизации;
• отношение ребенка к взрослым (своим и чужим), к другим детям, к животным;
• интересы и увлечения ребенка (возрастные, не возрастные, какие-либо особые) в разные периоды жизни, их выраженность;
• как адаптировался в детском саду и\или школе, какие проблемы при этом были, остаются в настоящий момент;
• были ли какие-либо изменения в социальной ситуации и в составе семьи ребенка в прошлом и в настоящее время.
Дополнительно к полученным со слов родителей и подтвержденным документально анамнестическим данным анализируются необходимые документы. Наиболее важной для врача педиатра (как и для всех остальных специалистов) и особое внимание следует уделить синхронности развития сфер психического вплоть до возраста 8-9 лет (в данном случае мы говорим о регуляторно-волевой, когнитивной и аффективно-эмоциональной сферах). В случае, когда когнитивное развитие соответствует или даже превышает возрастную норму (обладая при этом своеобразными особенностями: наличием латентных признаков в мыслительной деятельности, не возрастным характером познавательных интересов, нехарактерной для данного возраста склонностью к абстрагированию, философским рассуждениям и т.п.), в то время, как аффективно-эмоциональная сфера в значительной степени отстает от средних возрастных показателей – можно предполагать такой тип отклоняющегося развитие как вариант асинхронного или даже искаженного психического развития. Можно говорить и о достаточно большом количестве и других рассогласований и неравномерностей в темпе и самом характере развития анализируемых психических сфер. Тем самым создается «объемная» целостно динамическая картина динамики психофизического развития ребенка, собранная как бы из отдельных «пазлов» (анамнестических данных специалистов в собственной профессиональной сфере). Отсюда выстраивается и определенная технология самого анализа истории развития ребенка. При этом сверяется темп формирования показателей, анализируемых педиатром. Это позволяет не только получить целостную информацию о траектории психического развития ребенка – «вывести» специалистов на тот или иной вариант отклоняющегося развития, но и в достаточной степени минимизировать ресурсные затраты для построения образовательной траектории, оптимизировать сам анализ анамнестических данных. Педиатр должен опираться не только на объективные жалобы, предъявляемые к ребенку взрослым или его собственные проблемы. В первую очередь, он должен исходить из знания типичных и специфичных для различных вариантов дизонтогенеза особенностей психомоторного и, в дальнейшем, психоэмоционального развития. В этом случае полученные в ходе сбора анамнеза данные о предыдущих этапах развития играют чрезвычайно важную роль в формировании самой гипотезы проведения обследования ребенка. Помимо этого, в построении (по крайней мере, первичной) диагностической гипотезы значительная роль принадлежит и непосредственному наблюдению за особенностями, как внешнего вида ребенка, так и его поведения и характера взаимодействия, и до обследования, и непосредственно в ходе работы с ним. Как отмечается большинством авторов различных статей именно оценка внешнего вида и поведения, в том числе выделяющихся особенностей внешнего вида ребенка играет важную роль, и в постановке предварительной гипотезы обследования для построения образовательной траектории, и в подборе соответствующих методических материалов для его проведения. Основная «рабочая» диагностическая гипотеза (или ее варианты при дифференциальной диагностике) должна быть сформирована к началу непосредственной работы с ребенком. Следует отметить, что в этой логике расспрос, разговор с ребенком анализ его «свободного» поведения в процессе ожидания семьей приема и непосредственно на приеме также играют необычайно важную роль для уточнения диагностической гипотезы. Среди наблюдаемых особенностей поведения, еще до начала непосредственной работы с ребенком, большую роль играют такие неспецифические критерии как критичность ребенка к самой ситуации взаимодействия, адекватность его поведения в условиях обследования и обучаемость (в широком смысле этого слова). Часто диагностическая гипотеза может измениться, если специалист видит, что ребенок не понимает инструкций, не удерживает их или вообще ведет себя «нелепо». Отметим следующую принципиальную особенность построения диагностической гипотезы. Желательно, чтобы с самого начала диагностическая гипотеза заключалась в «гипотетическом» отнесении развития ребенка в целом к тому или иному варианту, виду (типу) развития. То есть уже изначально «предполагается» тот или иной вариант, тип или условно-нормативного, или отклоняющегося развития. В этом случае, вся система оценки особенностей психического развития ребенка (подбор наиболее эффективных диагностических средств, тактика и технология их использования в процессе обследования, приемы предъявления стимульных материалов, характер помощи, необходимой ребенку, построение мотивационного компонента обследования и т.п.) строится с учетом специфики того, что развитие ребенка идет «в рамках» предполагаемого варианта отклоняющегося развития. В соответствии с результатами, демонстрируемыми ребенком в ходе непосредственной работы с ним того или иного специалиста, первичная диагностическая гипотеза может изменяться, в том числе и кардинально изменяться (правило Байеса). В соответствии с этим, педиатр подбирает и соответствующим образом подает совместно с педагогами ребенку адекватные диагностические методики и дидактические материалы, модифицируют приемы собственной работы.
Использование в работе современных инновационных методик, описанных ниже, значительно облегчает труд педиатра и максимально эффективно позволяет достигать результатов коррекционной и реабилитационной работы с детьми-инвалидами.
Квантовый магнитно-резонансный анализ.
Квантовый Магнито-Резонансный Биоанализатор — уникальный в своем роде аппарат и программное обеспечение позволяют с вероятностью 85-95% определить уже имеющиеся, а также латентные заболевания человека. Аппарат показывает уровень отклонения от нормы по большому ряду показателей.
С помощью Квантового Магнитно — Резонансного Биоанализатора проводится диагностика состояния организма человека, основанная на квантовой медицине, использовании электронных технологий, представления и анализа слабых магнитных полей на клетки человека и на основе этого анализа с учётом состояния здоровья организма и проблемных зон в зачаточном состоянии.
Даже по одной клетке с патологическими изменениями, Квантовый Магнитно — Резонансный Биоанализатор может фиксировать изменения в этих клетках и предсказывать болезни, тем самым позволяет предотвратить различные хронические заболевания.
По сенсорному датчику в течение одной минуты обследования может быть получено более сотни показателей здоровья человека и рассмотрены первые признаки изменения в клетках органов и тканей. Эти исследования значительно облегчают процесс построения программы коррекции и реабилитации (в том числе ИПРА, ИПСа).
Пример использования инновационного оборудования при комплексном медико-психолого-педагогическом сопровождении обучающихся.
НейроПорт.
Это прибор транслингвальной стимуляции, посредством которой он восстанавливает утраченные функции и улучшает имеющиеся навыки.
С помощью транслингвальной стимуляции происходит сенсорное замещение или использование альтернативных путей передачи информации в мозг, в случае повреждения или непроходимости основных проводящих путей.
Метод воздействия и применение.
Транслингвальная стимуляция активизирует нервную систему, генерируя новые импульсы на участках, где у пациентов в обычном состоянии не наблюдается активности. Это помогает человеку вернуть двигательный и речевой навык, координацию движений, справляться с парезами и тремором. Фактически, люди учатся заново ходить, говорить совершать двигательные действия. Тренажер Нейро Порт передает сигнал на лицевой и тройничный нерв через язык — это кратчайший путь к мозжечку и стволу головного мозга.
Сначала включается режим минимальной мощности, чтобы определить чувствительность. Видимые улучшения нарушенных функцией могут возникнуть уже во время первых сеансов, но длительность и выраженность результата у каждого пациента разная.
Как работаем с электродом НейроПорт.
Устройство кладется на язык, электроды аппарата Нейропорт стимулируют нервные окончания на поверхности органа. По ощущениям это напоминает покалывание от пузырьков сильногазированного напитка. Дискомфорта быть не должно — если он появляется, значит, нужно снизить мощность или отложить процедуру. Терпеть неприятные ощущения не следует.
Используем прибор как в помещении так и на открытом воздухе. Уникальная методика реабилитации с использованием электрода НейроПорт, разработанная в нашем центре дает быстрый, стабильный результат.
Эффективность НейроПорта.
НейроПорт прошел клинические испытания и получил регистрацию медицинского изделия в Росздравнадзоре.
НейроПорт также применяют в: ФГБУЗ Центральная клиническая больница восстановительного лечения ФМБА России, ЛРНЦ «Русское поле» НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева, СПБ ГБУЗ Детский городской многопрофильный клинический центр высоких медицинских технологий им. К.А. Раухфуса, Клинический Институт Мозга. Уральский центр реанимационной нейрореабилитации, ФГБНУ ФНКЦ РР д. Лыткино, Военно-медицинская Академия имени С. М. Кирова, Научно-исследовательский институт общей реаниматологии имени В.А. Неговского, Clinica Optisan (Румыния).
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
1. Медицинское обеспечение образовательного процесса должно иметь профилактическую направленность и базироваться на прогнозировании и оценке течения адаптации к обучению, проведении динамического наблюдения за состоянием здоровья школьников с включением в эту деятельность педагогов, психологов, участием детей и родителей, целенаправленным выявлением школьно-зависимых заболеваний.
2. При динамическом наблюдении за состоянием здоровья школьников учитель должен выявлять у детей признаки утомления: снижение продуктивности - наличие элементарных ошибок, забывчивость, отвлекаемость; наличие микросимптоматики нервно-психических и расстройств поведения (двигательные беспокойства, нервные тики), нарушение вегетативной регуляции кровообращения (бледность или гиперемия лица, обмороки), дыхания (учащение дыхания), пищеварения (боли и урчание в животе, тошнота, рвота), которые расцениваются как предпатологические состояния, и информировать медицинский персонал школы об этих случаях, изменять педагогическую тактику.
3. На основании комплексной оценки факторов риска, влияющих на процесс адаптации, признаков утомления и данных функционального состояния следует выделять три группы наблюдения: группу детей без отклонений и с низкой суммой факторов риска (наблюдаются педагогом); группу детей с высокой суммой факторов риска (социального - наблюдаются педагогом, психологического - психологом, медицинского - медицинской сестрой или врачом), группу детей с признаками утомления и нарушенным функциональным состоянием (наблюдаются педагогом, психологом и врачом и, при необходимости, направляются для дообследования в детскую поликлинику).
4. При реализации здоровьесберегающей деятельности в массовой общеобразовательной школе целесообразно изменять функциональные обязанности медицинских работников (обучение педагогов и родителей методикам оценки состояния здоровья, анализу результатов скрининговых обследований, проведение отбора учащихся для углублённого осмотра; выработка стратегии профилактики, консультирование работников школы по организации здоровьесбережения и экспертиза педагогических инноваций), педагогов (включение в медицинское обеспечение образовательного процесса путём наблюдения за состоянием здоровья учащихся, участия в скрининг - осмотрах, обучения учащихся способам контроля за своим здоровьем) и администраторов (координация взаимодействия между субъектами профилактики с привлечением медицинского персонала к обучению педагогов; организация скрининг-осмотров).
5. Организация повышения квалификации педагогического коллектива должна предусматривать овладение педагогами методиками оценки состояния здоровья учащихся по определённым признакам (утомления) и показателям (функционального состояния), освоение методов анализа результатов скрининговых обследований, формирование умения обучить методикам обследования и оценке состояния собственного здоровья детей и способам формирования у них приверженности к здоровому образу жизни, для чего медицинский персонал, осуществляющий обучение педагогов, должен использовать компетентностный подход и деятельностные формы обучения при мотивационном воздействии администрации ОУ.
Сказанное позволяет констатировать, что настоящее исследование подтверждает необходимость и важность использования инновационных методик в работе педиатра при сопровождении детей-инвалидов и детей с ОВЗ в ходе образовательного процесса, и поставленная цель работы достигнута.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев СВ., Пивоваров Ю.П., Янушанец О.И. Экология человека. -М.: Икар, 2002. - 770 с.
2. Альбицкий В.Ю., Зелинская Д.И., Терлецкая Р.Н. Заболеваемость детей и инвалидность//Российский педиатрический журнал. - 2008. - № 1. - 32 - 35.
3. Андрюшина Е.В. Социально-гигиеническая характеристика формирования потребностей подростков в медико-социальной помощи и поддержке: Дисс. канд. мед. наук. - М., 1996. - 223 с.
4. Ахматдулин УЗ. Медико-социальные аспекты формирования здоровья школьников малого города: Автореф. дисс. д-ра. мед. наук. - Оренбург, 1998. - 36 с.
5. Бабанова А.В., Насыбупглина Г.М. Роль родителей и персонала школ в организации начального периода обучения детей// Гигиена и санитария. - 2006. -№6.-С. 51-54.
6. Бабенко А.И., Денисов А.П. Медико-социальные аспекты здоровья детей раннего возраста и их семей// Проблемы социальной гигиены. - 2007. - № 5. -С. 18-20.
7. Балыгин М.М. Особенности формирования здоровья детей раннего возраста в зависимости от типа семьи: Автореф. дисс. канд. мед. наук. — Оренбург: ОГМА. -1997.-19 с.
8. Банникова Л.П. Влияние психоэмоционального состояния детей дошкольного возраста на течение процессов* адаптации// Гигиена и санитария. -2006. - № 6. - 46 - 48.
9. Баранов А.А. Научные и-практические проблемы российской педиатрии на современном этапе// Педиатрия. - 2005. - № 3: - 4 - 7.
10. Баранов А.А. Научные направления подпрограммы «Здоровый ребе- ною> - практическому здравоохранению// Российский педиатрический журнал. -2003.-№2.-С. 53-54. 11. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю. Социальные и организационные проблемы педиатрии. Избранные очерки. - М.: Династия, 2003. - 512 с.
12. Баранов А.А., Кучма В.Р. Сухарева Л.М. Оценка состояния здоровья детей, новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учре>кдениях/ Руководство для врачей. - М.: ГУ НЦЗД РАМН, 2006. - 412 с.
13. Баранов А.А., Кучма В.Р., Токшева Л.М. Чтение, компьютер и здоровье// Вопросы современной педиатрии. - 2008. - № 1. - 21- 25.
14. Баранов А.А., Щеплягина Л.А. Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы). - М., 2000. - 584 с.
15. Баранов А.А., Щеплягина Л.А. Фундаментальные и прикладные проблемы педиатрии на современном.этапе// Российский педиатрический жур-нал.-2005.-№3.-С.4-7.
16. Баранов А.А., Щеплягина Л.А., Сухарева Л.М. Федеральная целевая программа "Здоровый ребенок"// Российский педиатрический я^рнал. - 2000. -№1, - 5 - 8.
17. Кандидат медицинских наук Пунина, Марина Александровна, «Влияние социально-гигиенических и медико-биологических факторов на состояние здоровья школьников из неполных семей» - 2009 год.