Модель психолого-педагогического сопровождения семьи обучающихся с общим недоразвитием речи в условиях начальной школы

    Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению и воспитанию.Эти изменения касаются не только вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания, но и отношений между заказчиком (законными представителями детей) и исполнителем (школа в лице специалистов, педагогов, и т.д.).Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества школьного образования, путём тесного взаимодействия всех участников образовательного процесса.

    Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 - ФЗ трактует, что участниками образовательных отношений являются обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся и педагогические работники, осуществляющие образовательную деятельность.Это предполагает особый статус родителей (законных представителей) в процессе образования детей в области коррекционного сопровождения [1].

    В связи с этим появляется необходимость разработки доступных форм для работы с родителями в освоении необходимых знаний,а так же обновления содержания работы между специалистами и родителями, воспитывающих детей с общим недоразвитием речи (далее - ОНР), с целью повышения их коррекционно-педагогической компетентности.

    На сегодняшний день актуальна проблема неосведомлённости родителей в помощи собственным детям в освоении коррекционной программы. Родители владеют некоторыми знаниями, но чаще всего они поверхностны и применяют их от случая к случаю. Решение данной проблемы возможно через разработку модели психолого-педагогического сопровождения для родителей младших школьников с ОНР, содержание, которой будет отражать поэтапное взаимодействие специалистов, воспитателя направленное на формирование родительских знаний в освоении элементарных компетенций речевого, психологического и физиологического развития младшего школьника с речевыми нарушениями, а также включать знания по формированию лексики,грамматики,фонетики и  связной речи. Коррекция речевых недостатков у детей более эффективна, если специалисты школы и родители объединяют свои усилия при формировании и закреплении речевого материала в процессе совместной деятельности на протяжении всего учебного года [5].

    При разработке модели психолого-педагогического сопровождения семьи в процессе коррекции нарушений речи у младших школьников с ОНР, мы руководствовались требованиями ФГОС НОО и ФГОС НОО ОВЗ, содержанием основной общеобразовательной программы начального общего образования и отобранными формами сопровождения.В модель включены обязательные формы работы с родителями.        Координацию процесса, результативность и контроль над реализацией модели психолого-педагогического сопровождения семьи осуществляется учителем-логопедом[3].

    При разработке модели мы ориентировались на научную концепцию психолого-педагогического сопровождения Е.И.Казаковой,согласно которой под психолого-педагогическим сопровождением мы понимаем:

1)сопровождение–как форму взаимодействия специалистов и воспитателей, обеспечивающих создание условий для принятия родителями оптимальных знаний в коррекционно-образовательном процессе;

2)субъект–развивающийся человек (все участники образовательного процесса) и развивающаяся система;

3)служба сопровождения это–взаимодействие специалистов образовательной организации, в процессе которого они становятся участниками психолого-педагогического сопровождения семьи[6].

    Модель психолого-педагогического сопровождения семь и основана на следующих принципах:

а) научность – использование научно обоснованных и апробированных в педагогической дошкольной практике форм взаимодействия;

б)системность–организация взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса;

в)комплексность – совместная деятельность специалистов, направленная на реализацию форм работы для повышения коррекционно-педагогической компетентности родителей с целью преодоления ОНР у младших школьников;

г)оптимизация – этот методический принцип обучения, будет предполагать отбор необходимого минимума информации и потраченного времени в взаимодействии с родителями, с целью перехода от количества полученных знаний в качество применения этих знаний.

    Уровень компетентности родителей будет соответствовать целям и задачам коррекционного процесса [4].

    Целью модели психолого-педагогического сопровождения является повышение уровня коррекционно-педагогической компетентности родителей в процессе коррекции ОНР у детей младшего школьного возраста.

    Разработанная модель психолого-педагогического сопровождения семьи, направлена на решение следующих задач:

1) повышение уровня коррекционно-педагогической компетентности родителей и вовлечение их в процесс преодоления ОНР;

2) определение содержания и форм взаимодействия специалистов и педагогов в процессе психолого-педагогического сопровождения семьи.

    Модель психолого-педагогического сопровождения представлена тремя этапами:

1. Организационно-диагностический этап–реализуется в начале учебного года. Его целью является создание базы данных о воспитанниках и их родителей. Участники данного компонента, медицинский работник, учитель-логопед,педагог-психолог,учитель начальных классов. Содержание работы специалистов заключается в проведении обследования детей и их родителей.

    Приведём характеристику форм и методов работы специалистов и педагогов во время реализации организационно-диагностического компонента:

- медицинский работник при работе с детьми обследует их соматическое состояние, собирает медицинский анамнез; в беседе с родителями дает рекомендации по результатам осмотра;

- учитель-логопед проводит логопедическое обследование детей, диагностику, заполняет речевую карту ребенка; а также проводит анкетирование и беседу с родителями для изучения уровня сформированности их коррекционно-педагогической компетентности;

- педагог-психолог проводит психологическое обследование детей, изучает продуктивную деятельность ребенка, изучает социальную ситуацию развития ребёнка в семье и проводит беседу с родителями по результатам обследования;

- учитель начальных классов проводит педагогическое обследование детей по образовательным областям основной образовательной программы начального общего образования- ООП НОО, заполняет индивидуальную карту ребенка и по результатам беседы с родителями вносит индивидуальные сведения о семье обучающегося в соответствующие документы.

    Совместная деятельность специалистов заключается в обсуждении полученных результатов комплексного обследования детей и результатов анкетирования и беседы с родителями на медико-психолого-педагогическом консилиуме школы. Выступление на установочном педагогическом совете.

2. Коррекционно-педагогический этап реализуется в течение всего учебного года. Его целью является осуществление коррекционно-образовательной деятельности. Участники данного компонента, медицинский работник,учитель-логопед,педагог-психолог,педагоги начальной школы. Содержание работы специалистов заключается в реализации коррекционно-образовательной деятельности.

    Приведём характеристику форм и методов работы специалистов и педагогов во время реализации коррекционно-педагогического компонента:

- медицинский работник организует посещение младшими школьниками, физиотерапевтического лечения, массажа, для родителей индивидуальные консультации;

- учитель-логопед проводит групповые и индивидуальные занятия, ведёт тетради с домашними заданиями.         Для родителей проводятся собрания, мастер-классы, лектории, консультации и блог группы в сети Интернет;

- педагог-психолог проводит групповые и индивидуальные занятия с детьми, консультирует родителей по проблеме детско-родительских отношений;

- педагоги проводят занятия по образовательным областям ООП НОО, привлекают родителей к участию в конкурсах, тематических выставках.

    Совместная деятельность специалистов заключается в проведении интегрированных занятий для детей, совместное родительских собраний, мастер-классов, лекториев для повышения коррекционно-педагогической компетентности родителей.

3. Результативно-диагностический этап реализуется в конце учебного года (последняя неделя мая).Его целью является анализ полученных результатов. Участники данного компонента, медицинский работник, учитель-логопед, педагог- психолог, педагоги начальных классов.

    Приведём характеристику форм и методов работы специалистов и педагогов во время реализации результативно-диагностического этапа:

- медицинский работник осматривает ребёнка, заполняет личную медицинскую карту ребёнка. При индивидуальной встрече с родителями даёт им рекомендации на летний период;

- учитель-логопед заполняет индивидуальную речевую карту ребёнка. Родители заполняют анкеты, проводится беседа,даются рекомендации на летний период;

- педагог-психолог фиксирует итоговые результаты психологического обследования;

- педагоги заполняют индивидуальные карты освоения ООП НОО по образовательным областям, дают рекомендации родителям на летний период.

    Совместная деятельность специалистов заключается в обсуждении итоговых результатов обследования детей и результатов анкетирования и беседы с родителями на медико-психолого-педагогическом консилиуме школы. Выступление на заключительном педагогическом совете, проведение родительского собрания.

    Компоненты модели реализуются последовательно в соответствии с периодами образовательной деятельности школы.

    Результатом модели психолого-педагогического сопровождения семьи является, преодоления ОНР у детей младшего школьного возраста, через вовлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс.

    Итак, рассмотрев теоретические аспекты психолого-педагогического сопровождения семьи младших школьников с общим недоразвитием речи, мы пришли к следующим выводам: 

  1. Общее недоразвитие речи – стойкий полиморфный дефект, не поддающийся спонтанному преодолению в связи с увеличением возраста ребёнка. В связи с этим особенно остро ставится вопрос об уточнении и оптимизации путей и содержания коррекционного воздействия при ОНР.
  2. Для детей с ОНР характерно резкое ограничение словаря;ярко выраженные аграмматизмы; дефекты звукопроизношения; нарушение фонематического слуха;нарушение ритмико-слоговой структуры слова;затруднения в распространении простых предложений и построении сложных.
  3. Сопровождение – это комплексный метод, в основе которого лежит единствовзаимодействия сопровождающегоисопровождаемого, а также непосредственное или опосредованное взаимодействие психолога, педагога,медикаи учащихся,результатом которого является помощь личности вразрешениипроблем,которые унеевозникают.
  4. Психолого-педагогическое сопровождение – этосложныйпроцессвзаимодействия между семьёй и специалистами образовательной организации, результатом которогоявляется действие, ведущее к прогрессу в развитии ребёнка и повышениикомпетентностиродителей.
  5. ПреодолениеОНР у детей младшего школьного возрастатребуютот специалистов психолого-педагогического сопровождения семьи специальноорганизованнойкоррекционно-педагогическойработы с вовлечением родителей в процесс преодоления ОНР.

Список литературы:

  1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года/ М: Эксмо,-2021,-192с.
  2. Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования / М:Лабиринт, 2021-160 с.
  3. ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ / М:Просвещение,2018 – 160с.
  4. Вакуленко, Л.С. Работа учителя-логопеда с семьями: традиционные и инновационные подходы / Под ред. Л.С. Вакуленко. – СПб.: ООО Издательство «Детство-пресс», 2020. – С.156. 
  5. Дуброва, В.П. Взаимодействие педагогов и родителей. – Мн.: Феникс, 2008. – 57 с.
  6. Казакова, Е.И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике. – СПб, 2018.