Комплексная нейропсихологическая коррекция в детском возрасте


РАЗВИТИЕ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


        Многие взрослые искренне не понимают, зачем ребенку может потребоваться нейропсихологическая коррекция, росли же они сами без этого и ничего. Однако в последнее время жизнь сильно изменилась. Изменились игры, жизненные ценности, установки, ритм жизни. Все меньше времени дети проводят на улице, играя в активные игры – такое времяпровождения кажется им неинтересным и скучным. С раннего возраста большую часть своего времени они проводят с телефонами или за компьютером и лучше понимают слово «геймер», чем всем нам знакомую фразу «ты водишь». И это не удивительно, ведь быстро сменяющие, красочные картинки куда более интересны и менее опасны, чем ободранные коленки и локти при попытке перегнать соперника, а также слезы поражения и злость, что не удалось что-то сделать. В уличных играх, в отличии от компьютерных, надо уметь договариваться с соперником и переживать такие эмоции как радость или горечь поражения. В виртуальных играх достаточно начать новую игру или выключить. 

Задержка в развитии определенных мозговых структур, — следствие не только неправильного воспитания ребенка, раннего увлечения им компьютерными играми, а также раннее изучение иностранных языков, основ письма и чтения, но и определенные проблемы в развитии ребенка могут быть также спровоцированы сложностями, связанными с родовыми травмами во внутриутробном периоде (кесарево сечение, обвитие пуповиной, гипертонус, внутриутробная гипоксия, гипоксия при родах и т.д.), воздействием наркоза на раннем этапе развития. Как известно, детский мозг формируется на протяжении всего онтогенеза (всей его жизни). Этот процесс имеет свой порядок, в нем есть ряд строго определенных стадий. Когда эти стадии по тем или иным причинам нарушаются, развитие психических функций мозга оказывается также нарушенными: с одной стороны, он едва может прыгать на одной ноге, не может ездить на велосипеде и быстро утомляется, а с другой - на интеллектуальном уровне.

Приведенные выше проблемы наиболее выражены в дошкольном возрасте, и, если вовремя не будет предпринято каких-либо мер по выравниванию работы структур мозга, ребенок с трудом будет усваивать школьную программу. Могут возникнуть сложности в понимании задач по математике. В понимании прочитанного текста, так как ребенок много сил тратит на прочтение слова, а на понимание сил уже не остается.  Так же может возникнуть слабый или сильный тонус в руках, что усложнит процесс в обучении письму. Замедленное становление автоматизации основополагающих навыков затрудняет усвоение школьной программы и приводит к истощению психических процессов ребенка.

Комплексная нейропсихологическая коррекция способствует стабилизации и развитию функциональных структур мозга. Однако эффективность такого рода помощи имеет прямую зависимость от возраста ребенка. Конечно, чем раньше проводится коррекция нейропсихологических нарушений, тем лучше, поскольку в сенситивные периоды следует ожидать куда более высоких результатов. Однако, в зависимости от поставленных задач, мозг способен развиваться и перестраивать собственные функциональные структуры в любом из возрастов.   

Нейропсихологическая коррекция необходима детям, которых касается хотя бы один из следующих пунктов:

  1. рожденным с помощью кесарева сечения;
  2. имеющим родовую травму (обвития, гипоксию, вывихи и т.п.) или рожденные с помощью искусственной стимуляции (окситоцин, прокалывание пузыря и т.п.);
  3. имеющим после рождения повышенный билирубин (свыше 256 мкмоль/л);
  4. с повышенным или пониженным тонусом;
  5.  часто болеющим простудными заболеваниями, в том числе на первом году жизни (бронхолегочные, отиты, атопические дерматиты, лечение антибиотиками);
  6. имеющим травмы головы, получение общего наркоза;
  7. мало ползавшим или не ползавшим совсем;
  8. ходил на цыпочках или поздно начал говорить;
  9. гиперактивным или излишне медлительным;
  10. импульсивным, раздражительным или излишне конфликтующим с другими детьми;
  11. быстро утомляемым, с трудом, засыпающим;
  12. не сразу откликающимся и понимающим обращенную к ним речь;
  13. школьникам, пишущим неразборчиво, плохо усваивающим учебный материал;
  14. при чтении проглатывающим окончания, «угадывающим» слова;
  15. пропускающим, заменяющим буквы, пишущим их зеркально;
  16. плохо запоминающим, сравнивающим, обобщающим;
  17. пишущим и рисующим левой рукой;
  18. не способным описать картинку, скопировать рисунок;
  19. двигающим ногами, языком при письме или рисовании;
  20. невнимательным, рассеянным, с трудом доводящим дела до конца, неусидчивым;
  21. каждый, кто имеет любой из неврологических диагнозов (ЗПР, Минимальная Мозговая Дисфункция, ЗРР, ПЭП (Перинатальная энцефалопатия) и т.п.) имеет причины, кроющиеся в функциональной недоразвитости определенных структур мозга. Поэтому подобные меры коррекционного воздействия показаны детям, которые находятся под наблюдением неврологов и проходят медикаментозную терапию.

В ходе взросления некоторые психические функции формируются в искаженном виде или вовсе остаются недоразвитыми. Правильно подобранный комплекс занятий и упражнений с учетом индивидуальных особенностей ребенка позволит поэтапно активировать каждую зону головного мозга.

 

Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте осуществляются на основании представлений о трех функциональных мозговых блоках (в соответствии с концепцией Александра Романовича Лурия). Особое внимание уделяется установлению межполушарного взаимодействия. Оно необходимо для успешного течения всех психических процессов.

Первый мозговой блок

Он считается энергетическим. Первый блок обеспечивает необходимый тонус нервной системы, способствует поддержанию оптимального состояния бодрствования. Нормальная активность организма возможна только при стабильной его работе. Возникающие нарушения в функциях первого мозгового блока не позволяют ребенку выполнять задания, осуществлять какую-либо деятельность, играть.

Снижение активности

Это один из основных симптомов нарушения деятельности энергетического блока мозга. В таких случаях ребенок пассивен, его не интересует окружающее. Его познавательная и двигательная активность минимальна. Определяющее значение в таких ситуациях будет иметь нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Упражнения должны быть направлены на стимуляцию активности через двигательную, эмоциональную и сенсорную (тактильную, слуховую, зрительную) области. Игры, которые предлагаются ребенку, должны содержать ритмичные движения. При этом обязательно эмоциональное подкрепление. Для стимуляции используются также ароматерапия, массаж, водные процедуры. По мере увеличения активности ребенку можно предлагать не только отдельные ощущения, а более сложные их комплексы. Основные элементы, на которые опирается стимулирующая нейропсихологическая коррекция в детском возрасте, - упражнения, требующие от ребенка удерживать определенный ритм. К примеру, это может быть ходьба под музыкальное сопровождение в заданном темпе, отстукивание на барабане песни и пр. После того, как ребенок научился держать один ритм, ему даются задания на их смену. В результате он старается улавливать изменения и действовать соответственно. В работе следует также использовать приемы, которые включает в себя комплексная нейропсихологическая коррекция (программа А. В. Семенович). К ним, в частности, относят деятельность, направленную на формирование правильного дыхания. На обогащение энергетического фона ребенка положительное влияние оказывает арт-терапия.

Арт-терапия – это коррекция неврологических нарушений, доступная как детям, так и взрослым. Каждый может выбрать занятие по душе: работу с бумагой, лепку, рисование, мозаику и т. д. Терапевтический эффект метода заключается в высвобождении через искусство негативных эмоций и переживаний. В то же время подобные занятия способствуют подъему настроения, расслаблению нервной системы

Дыхательные упражнения

Дыхательные разминки. Они улучшают ритмику функций организма, содействуют улучшению самодисциплины. Занятия, основанные на дыхании, принесут наибольшую пользу тем дошкольникам, у которых наблюдается синдром дефицита внимания, гиперактивность, импульсивность. Правильное дыхание содействует оптимизации кровообращения, значительно улучшает работоспособность легких и как следствие общее самочувствие

Развивающие умение произвольно контролировать свое дыхание, самоконтроль над поведением, эмоциями, речью, движениями

- дутибол(задувать лёгкий мячик или скомканный кусочек

бумажки в ворота);

-дуть на пёрышко;

-надувать мыльные пузыри;

-сдувать пену с ладошки;

-дуть через соломинку в мыльную воду, создавая красивую пену;

-дудочки и флейты;

-дуть на кораблики, плавающие на воде;

-задувать свечки, в том числе и плавающие.

2 мозговой блок - информационный 

Он отвечает за прием, переработку и хранение сведений. Деятельность анализаторных структур организма позволяет человеку слышать, видеть, запоминать и воспроизводить полученную информацию, а также сравнивать ее с уже имеющимися данными. Нарушения этого блока проявляются в плохом опознании картинок или реальных предметов. В запущенных случаях ребенок может даже не узнавать знакомые ему игрушки или объекты домашнего обихода. Если нарушения касаются слухового восприятия, он плохо ориентируется в пространстве, не может установить источник звука и сопоставить с предметом, который его издает. При тактильных нарушениях у ребенка формируется искаженное представление о теле, замедляется развитие мелкой и крупной моторики. Также отмечается сбой в координации движений.

Зрительные нарушения

Как в таких случаях выполняется нейропсихологическая коррекция в детском возрасте? Упражнения должны быть направлены на опознавание:

  1. Реальных предметов. Если у ребенка есть сложности в их узнавании.
  2. Реалистичных изображений. Ребенок учится определять соответствие между картинкой и предметом.
  3. Зашумлённых изображений. После того, как ребенок научился устанавливать взаимосвязь между предметами и их иллюстрациями, задачу усложняют. Ему предлагают схематичные, контурные, черно-белые или зашумленные картинки.
  4. Конструирование изображений. В этом случае ребенок учиться узнавать картинку по ее фрагменту.

- «Лабиринт» 

- «Сравни картинки»

- «Зашумлённые картинки»

- «Сделай по образцу»

 - «Найти предмет указанной формы» Ребенку предлагают назвать модели геометрических фигур, а затем найти картинки с изображением предметов, по форме похожие на круг (квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, ромб).

Расстройства слухового восприятия

В этом случае нейропсихологическая коррекция детей с включает в себя задания на различение:

Звуков неречевого характера. Педагог в ходе игры знакомит ребенка с шумом воды, скрипом двери, ударом падающего предмета и пр. Все эти звуки малыш может создать самостоятельно и установить, таким образом, связь между действием и шумом. После этого спектр слухового восприятия следует расширять. Ребенку предлагаются музыкальные инструменты или игрушки.

- «Шумящие коробочки»

 Материал: несколько коробочек (можно использовать киндер-сюрпризы), которые заполнены различными материалами (железными пробками, маленькими деревянными брусочками, камушками, монетками и др.) и при сотрясении издают разные шумы (от тихого до громкого). Ребенку предлагают проверить шумы всех коробочек. Затем педагог просит дать коробочку с тихим шумом, а потом с громким шумом. Ребенок выполняет. Вариант: ребенок находит одинаковые коробочки.

- «Определи, что слышится» 

Из-за ширмы доносятся различные звуки: переливающейся воды из стакана в стакан; шуршание бумагой -тонкой и плотной; разрезание бумаги ножницами; упавшего на стол ключа, судейского свистка, звонка будильника и др. Нужно определить, что слышится. Шумы могут быть записаны на телефон и отражать шумы окружающего мира (мурлыкание кошки, скрип двери, шум машин, храп, дождь и т.д.) - ребенку необходимо определить, что за шум.

- «Где звенит?»

Цель: развивать слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами.

Дети стоят с закрытыми глазами. Воспитатель с колокольчиком бесшумно передвигается по группе и звенит. Дети, не открывая глаз, указывают рукой в направлении источника звука.

Понимание речи

Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте осуществляется от простого к сложному. Сначала ребенка учат понимать простые отдельные слова. По просьбе взрослого он дает какую-то картинку или предмет. Затем ребенок учится воспринимать и выполнять инструкции (также – от простых к сложным). В процессе работы необходимо включать упражнения в игровой контекст. В таком случае ребенок не выполняет какое-либо задание, а совершает действие.

«Из чего сделано?»

Педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные».

Рукавички из меха-меховые. Таз из меди-медный. Ваза из хрусталя-хрустальная. Рукавички из шерсти–шерстяные

«Кто кем был?»

Педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает на вопрос, кем (чем)был раньше названный объект:Цыплёнок – яйцом, хлеб – мукой, лошадь – жеребёнком, шкаф – доской

корова – телёнком, велосипед – железом, и т. д.

- «Светофор»

Взрослый дает ребёнку два кружка – красный и зелёный и предлагает игру: если ребёнок услышит правильное название того, что изображено на картинке, он должен поднять зелёный кружок, если неправильное – красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, чётко произносит звукосочетания:

Баман, паман, банан, банам, ванан, баван, ваван. Витамин, митанин, фитамин, витанин, митавин, фитавин. Альбом, айбом,  аньбом, авьбом, альпом, альмом. Клетка, кьетка, клетта, кьекта, кветка, тлекта.

Тактильные расстройства

Рассмотрим, как в этом случае проводится нейропсихологическая коррекция. В упражнениях, в первую очередь, должны присутствовать задания на сенсорное развитие, в рамках которых ребенок будет получать разные ощущения от собственного тела. В результате формируется целостное представление о нем. Ребенок должен четко понимать, где какая часть тела, что она делает, какие возникают ощущения от прикосновений.

- «Поймай киску» 

Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.

«Чудесный мешочек» 

1) В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

2) «Определи на ощупь» - в коробочке находятся парные предметы, различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.). Нужно на ощупь узнать предмет и назвать его признаки: длинный — короткий, толстый — тонкий, большой — маленький, узкий — широкий и т. д.

3) «Узнай фигуру» - на столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

«Тактильные крышечки».

Игру можно использовать во всех возрастных группах, усложняя задачи в зависимости от возраста.

Материал: крышки, клей, ткань разной фактуры и другие материалы (кожа, мех, бисер, крупы) Заполнить крышки этими материалами, вырезав и приклеив их внутри крышек.

Предложить детям рассмотреть крышки, потрогать их и определить какие они на ощупь (гладкие, пушистые, колючие, скользкие и т. д.) и предложить найти одинаковые по ощущениям.

Развитие памяти

Нейропсихологическая коррекция трудностей в обучении в детском возрасте направлена на фокусировании внимания ребенка на конкретном предмете. Как показывают наблюдения, при нарушении запоминания материала, полученного с помощью одного канала восприятия, отмечается способность воспроизводить данные, принятые другим способом. Проще говоря, ребенок, который плохо запоминает информацию на слух, может с легкостью по памяти нарисовать 5-6 картинок. Однако зачастую дети не умеют использовать эти способности. Нейропсихологическая коррекция проводится с учетом хронологии развития памяти. Изначально она появляется на людей и события, имеющие эмоциональное значение для ребенка. Так, в первую очередь среди людей он выделяет маму, затем тех, с кем связаны определенные переживания (с кем-то ему нравится играть, кого-то боится). Игровые занятия должны закреплять информацию в памяти – сначала простую, затем сложную. Здесь можно использовать разнообразные стихи, скороговорки, песни и пр.

- «Чего не стало?»

- «Что изменилось?»

"Бабушка укладывает в свой чемодан… "

Играть можно и вдвоем с ребенком, но лучше – компанией из 3-4-5 человек. Взрослый начинает рассказ: "Бабушка укладывает в свои чемодан… расческу", следующий игрок должен повторить уже сказанное, добавив следующий предмет: "Бабушка укладывает в свой чемодан расческу и… тапочки" и т. д. Игра продолжается до тех пор, пока ряд не становится таким длинным, что его уже нельзя воспроизвести. У детей это может быть 18-20 предметов.

Нарушение внимания

"Запрещенное движение". Ребенок повторяет за педагогом все упражнения, кроме одного "запрещенного" (прыжка или, например, хлопка).

- Игра «Ухо или нос»

          Ведущий последовательно даёт из двух команд: «Ухо» или «Нос». По этой команде группа играющих должна хвататься соответственно за свой нос или за ухо. Ведущий тоже выполняет эту команду, как бы демонстрируя, что должны делать дети. Однако через некоторое время начинает намеренно ошибаться: даёт одну команду (например, «ухо»), а демонстрирует другое (хватается за нос). Задача детей - выполнять только то, что говорит ведущий.

- Игра «Кто летает?»

Педагог называет предметы. Если называет что-нибудь или кого-либо, способного летать, например, стрекозу, дети говорят: «Летает» и показывают, как она это делает, — разведя руки в стороны, как крылья. «Поросенок летает?», дети молчат и не поднимают руки».

Игра может проводиться как с одним ребенком, так и с группой детей.

Упражнения для обонятельной системы

Ароматерапия - это прекрасный способ для занятий с детьми, которые не чувствуют некоторые запахи или наоборот очень к ним чувствительны. Вы можете помочь детям научиться терпеть запахи или использовать их для расслабления и успокоения. Ароматерапия – это отличное средство стимуляции, и зависит во многом от того, какой запах вы выберите (например, запах корицы скорее взбодрит ребенка, а лаванды расслабит).

- «Поможем Тузику».

Материал: разложены по пластиковым одноразовым стаканчикам продукты питания: хлеб, шоколад, фрукты; предметы туалета: мыло, духи, зубная паста.

Предложить детям от имени Тузика, который потерял нюх и зрение, определить по запаху съедобные для него продукты.

- «Фрукт или овощ?»

Материал: разложенные по пластиковым одноразовым стаканчикам кусочки фруктов и овощей (банан, огурец, яблоко, апельсин, лимон, лук и т.д.).

Предложить детям определить по запаху с закрытыми глазами лежащие в стаканах продукты и разделить их на фрукты и овощи.

- «Коробочки с запахами».

Материал: два набора по 8 контейнеров из-под Киндер-сюрпризов с маленькими отверстиями в каждом, наполненные остро пахнущими веществами (кофе, гвоздика, корица, ванилин, цедра, чеснок и т.д.).

Предложить детям понюхать все контейнеры одного набора, затем педагог вынимает контейнеры из второго набора -предлагает понюхать и сравнить запахи двух наборов, до тех пор, пока не найдется пара для каждого контейнера. Предложить детям проделать подобное упражнение с закрытыми глазами (т.к. при отсутствии зрительного восприятия - возможность восприятия других органов чувств усиливается).

Для развития мимики и орального праксиса

- Мышки. Педагог предлагает детям вообразить, что они стали мышками. - мышки идут тихо-тихо, чтобы кошка не услышала. Остановились, прислушались, пошли дальше. Принюхались, улыбнулись: запахло сыром – побежали в кладовку. Откусили по кусочку сыра. Как вкусно! Услышали, как крадётся кошка. Испугались, побежали. Прибежали в норку. Улыбнулись. А теперь и мы улыбнёмся друг другу.

- Медвежата. Педагог предлагает детям вообразить, что они медвежата. - идут медвежата по лесу, переваливаются. Увидели пчелиные ульи – улыбнулись, облизнулись. Очень захотелось мёда! Подошли поближе, но тут налетели пчёлы. Медвежата нахмурились, стали отмахиваться от пчёл, ведь они больно кусаются. Побежали скорее от опасного места. Вздохнули облегчённо: убежали от пчёл. Улыбнулись друг другу.

Третий мозговой блок

Он отвечает за программирование, регуляцию и контроль сложных видов деятельности. Благодаря этому блоку обеспечивается организация активного сознательного психического поведения, составление программы и плана действий, а также контроль их выполнения. При работе с детьми, у которых эти функции нарушены, важно учитывать, что занятия необходимо проводить только в игровой форме. Ребенок не будет долго сидеть за столом, слушать и выполнять задания, которые ему не хочется делать.

Межполушарное взаимодействие

Оно имеет определяющее значение в психической деятельности. При нарушении связи может затрудняться или становиться недоступной координация движения (взаимодействие ног и рук, ходьба и пр).

- «Перекрёстные шаги». Нужно пройти по болоту, поэтому идти нужно высоко поднимая ноги. Дети проходят по тропинке делая разнонаправленные движения: локтем левой руки касаясь колена правой ноги и наоборот.

- «Хлопни, топни». Нужно прохлопать и протопать столько раз, сколько звуков услышит ребёнок. На звук [А] – хлопни, на звук [У] – топни. (сопровождается зрительным ориентиром – карточки на которых символами изображено задание. А У А (хлоп, топ, хлоп)

Релаксация

Упражнения на расслабление проводятся на всех этапах коррекции. Их выполнение может сопровождаться музыкой. Детям предлагается на своем месте (за столом) положить на руки голову и закрыть глаза. Они могут также лечь на ковер на спину, вытянуть руки ладонями вниз вдоль туловища. При этом им предлагается представить какой-нибудь сюжет с их участием. Например, они попали в лес и лежат на травке.

Занятие по логоритмике

В ходе практической работы сформировалась определенная его структура. В нее входят:

1. Движения без музыкального сопровождения, предполагающие разные виды ходьбы.

2. Танец.

3. Пальчиковая гимнастика, предполагающая соблюдение определенной интонации.

4. Дыхательная гимнастика, делающая упор на силе выдоха, с элементами релаксации.

5. Песня в сопровождении жестов.

6. Артикуляционная гимнастика, включающая элементы мимических упражнений.

7. Разучивание четверостиший с использованием движений.

8. Логопедическая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика

Зависимость формирования речи ребенка от уровня развития общей моторики доказана экспериментально. Как показывают исследования, если объем движений соответствует возрастному периоду, то способность детей выражать вслух свои мысли также будет в пределах нормы. За счет развития общей и пальчиковой моторики повышается работоспособность коры мозга.

«Жаба». Руки положить на стол или на колени. Одна рука сжата в кулак, ладонь другой руки лежит на плоскости стола или на коленях. Задание: одновременно и целенаправленно изменять положения рук (при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков).

- «Молоток-пила» (упражнение выполняется либо на столе, либо на коленях) Левой рукой как бы пилим пилой, правой в это же время «забиваем молотком гвозди» 

- «Перекресты» — стоя. Правая рука на поясе, левая в это время – на правом плече, затем меняем положение: левая рука на поясе, правая – на левом плече.

Особенности проведения

Все упражнения выполняются по подражанию. В процессе проведения занятий педагог должен выбрать место так, чтобы его лицо было видно каждому ребенку, чтобы можно было повторять артикуляцию и мимические движения. Желательно, чтобы все сидели в кругу или расположились полукругом. В этом случае дети будут хорошо видеть педагога, синхронно с ним проговаривать и повторять материал.

Значение занятия

Как показывает многолетний опыт наблюдения, дети в ходе совместных игр становятся более активными, уверенными. Они достаточно быстро усваивают правила, которые впоследствии переносят в самостоятельную деятельность.

Игровые упражнения предотвращают переутомление детей, выступают в качестве средства эмоциональной разрядки и позволяют достигать максимального коррекционно-обучающего эффекта. 

Список литературы

1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие/ Под ред Л. С. Цветковой. - М. ,2001.

2. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход.

3. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов Т.Г. Визель. -- М.: АСТАстрельТранзиткнига, 2005.- 384,(16)с.- (Высшая школа)

4. Деннисон П. Гимнастика мозга. — СПб, — 2015.

5. Кочнева А.А. Упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия. — Хабаровск, — 2018.

6. Кошмина Н.Г. Развитие межполушарного взаимодействия. — Самара, — 2017.

7. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учебное пособие для высших учебных заведений. - М., 2002.

8. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. — М.: Генезис, 2007. — 474 с.

9. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. — М., — 2017.

10. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. - М: ТЦСфера,2001.