Детская академия радости - ресурс для развития творческого потенциала дошкольника и формирования активной позиции каждого родителя как соучастника развития, интеграции и социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья

 «ДЕТСКАЯ АКАДЕМИЯ РАДОСТИ» -

РЕСУРС ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОШКОЛЬНИКА И  ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВНОЙ ПОЗИЦИИ КАЖДОГО РОДИТЕЛЯ КАК СОУЧАСТНИКА РАЗВИТИЯ, ИНТЕГРАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ


«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям»

В.А.Сухомлинский


Когда в семье рождается  ребенок с ограниченными возможностями здоровья - все усилия родителей стремятся к устранению физического недостатка ребенка, чтобы в дальнейшем ребенок мог быть полноценным членом общества. Важно, чтобы наряду с усилиями по реабилитации ребенка, родители понимали важность всестороннего развития личности ребенка, в том числе - его творческого потенциала. Родители, воспитывающие детей данной категории, часто испытывают затруднения со своим ребёнком в обществе. Конфликтные ситуации возникают как между детьми, так и между самими взрослыми, родители таких детей порою не знают способов выхода или предупреждения данной конфликтной ситуации. 

Именно поэтому необходимо проведение подгрупповых мероприятий. Целью подобных мероприятий является обучение родителей умению налаживать сотрудничество с другим ребёнком, детей друг с другом и взрослых между собой.

Семья ребёнка с нарушением зрения часто оказывается в изоляции, так как родители ограничивают общение со своими друзьями, родственниками, целиком замыкаясь на проблеме своего малыша. В таком состоянии родители мало чем могут помочь ребёнку. Их тревога, беспокойство передаются малышу. Взаимодействие с родными не создаёт у него чувства защищённости, а ещё больше нарушает его психическое развитие.

Формы организации занятий с детьми и их близкими взрослыми могут быть различными - релаксация, разыгрывание ролевых ситуаций, музыкотерапия, библиотерапия, хореотерапия, вокалотерапия,  и др. Наиболее эффективным направлением работы с детско-родительской группой, на наш взгляд, является игротерапия. 

Одаренные дети – это ценная часть общества, которая представляет собой творческий потенциал. Важная роль в развитии детской одаренности детей с ОВЗ принадлежит дошкольному образовательному учреждению. Сопровождение одаренного ребенка с ОВЗ важный аспект работы учителей-дефектологов. Раннее выявление и обучение детей с ОВЗ составляют особую сложность.

Если для обычного ребёнка социализация представляет собой естественный процесс, то применительно к «особому» ребёнку погружение в общество – это кропотливая работа, процесс, результат которого полностью зависит от тех условий, которые создают для этого взрослые.

Всем детям с особыми образовательными потребностями необходимы простые вещи: внимание, любовь, забота, понимание, возможность творчества. И эту проблему в ДОУ можно решить через образовательную деятельность, так как это прекрасная возможность для их продуктивной творческой деятельности и социального общения.

Творчество это непременное условие успешной самореализации личности, позволяющее проявить себя в современном мире, в разнообразных жизненных ситуациях. И вовлекать детей в творческую деятельность нужно, и чем раньше, тем лучше.

Одно из средств формирования нравственности растущего человека – это прекрасное в жизни и искусстве. Искусство во всех своих проявлениях всегда дарит детям яркие впечатления и положительные эмоции. [2, с.36 ]. Искусство позволяет выражать свободно свои мысли, мечты и чувства, быть самим собой. О положительном влиянии искусства на развитие ребенка с проблемами указывал Л.С. Выготский, отмечая особую роль художественной деятельности, как в развитии психических функций, так и в активизации творческих проявлений детей с проблемами в разных видах искусства (музыки, живописи, художественного слова, театра) [3, с.89]. Такие виды искусства, как живопись, поэзия, музыка несут в себе глубокое исцеляющее начало. 

Важной задачей является формирование системы мотивации педагогического коллектива на активную деятельность по выявлению и развитию одаренных детей. 

Одной из эффективной формы по выявлению и развитию творческих способностей является созданная в детском саду «Академия радости». В настоящее время существуют и успешно используются такие формы как: студия изобразительного искусства «Вдохновение», театр мод « Блик», детско-родительский клуб «Лучи добра».

В МБДОУ № 46 Невинномысска создана «Детская академия радости». Благодаря использованию представленных форм в «Академии радости» отмечаются существенные позитивные изменения: в восприятии семейных отношений дошкольником с ограниченными возможностями здоровья; в осознании своего положения в семейном коллективе; в динамике родительского отношения к детям, которое становится более тёплым, принимающим. Родители более адекватно оценивают состояние своих детей. Получив всесторонние сведения о закономерностях развития, различных моделях воспитания и обучения, особенностях личности и поведения детей, члены семьи более оптимистично оценивают перспективы проблемного ребенка.

Эффективность внедрения комплексной помощи по коррекции детско-родительских отношений в семьях с детьми с нарушением зрения подтверждается следующими положениями:

- включение в педагогический процесс и матери, и отца, изменяет восприятие их ребёнка и способствует его включению в единый семейный коллектив;

- коррекция недостатков родительского отношения позволяет установить теплый эмоциональный фон взаимодействия с ребёнком данной категории, оптимизировать восприятие особенностей его поведения, личности, сформировать конструктивные модели родительского поведения;

- совместное участие детей и родителей в групповых занятиях приводит к позитивным изменениям в сфере межличностного взаимодействия со сверстниками;

- сплочение родительской группы, вследствие осознания общности проблем детей и стремления к разрешению этих проблем оказывает существенное влияние на гармонизацию сфер внутрисемейных отношений и отношений между семьей и внешним окружением участников педагогического процесса. В « Академии радости» действуют разнообразные кружки, занятия в которых помогают детям успешно интегрироваться в общество и реабилитироваться.

Чем разнообразнее деятельность ребенка, тем успешнее идет его разностороннее развитие, реализуются потенциальные возможности. Вот почему использование произведений искусства в работе с дошкольниками даёт возможность накапливать зрительные впечатления, развивать воображение, формировать эстетическое отношение к окружающей действительности и навыки художественной деятельности так, чтобы ребенок смог пройти путь «творца». Ребенок одобряет прекрасное и доброе, осуждает безобразное и злое в жизни, искусстве, литературе. Н. А. Ветлугина писала: «Нельзя научить ребенка правде, добру без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в людях» [1, с.58].

Подлинное искусство является для подрастающего поколения стимулом для собственного творчества и средством познания жизни. Воспитательная сила искусства так велика, что опыт героев литературно-художественных произведений часто становится собственным опытом, формирует новый уровень чувств и человеческих отношений. Способность понимать, чувствовать прекрасное является стимулом для развития собственных творческих способностей. Поэтому на базе нашего детского сада проводится   ежегодно Фестиваль художественного творчества для детей с ОВЗ.

Новизна проекта:

Особенностями предлагаемого проекта является следующее:

1.Все используемые методики работы адаптированы к физическим и психологическим особенностям детей с ОВЗ.

2. В целях обеспечения необходимого режима двигательной активности во время занятий проводятся динамические оздоровительные паузы, в ходе которых дети выполняют упражнения, специально подобранные с учётом особенностей их развития, играют.

3. Все направления деятельности связаны между собой, что позволяет обеспечивать комплексность воздействия. 

4. По ходу реализации проекта отслеживается эффективность занятий, при необходимости проводится коррекция программ с учетом мнений детей и родителей.

5. В процесс социализации детей с ОВЗ включены их родители.

6. В реализации проекта активно участвуют волонтёры, что значительно повышает его эффективность и социальную значимость, а так же способствует росту уровня толерантности к инвалидам.

8. Подбор оборудования производится с учетом физических особенностей детей. 

9. Реализация проекта позволит отработать технологию комплексного подхода к социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и членов их семей по принципу семейного объединения, наработать систему межведомственного взаимодействия.

Для каждого человека, а тем более, ребенка с ограниченными возможностями, очень важно признание, оценка его деятельности другими людьми. С этой целью проводятся постоянные выставки работ участников проекта. Заключены договоренности с городской библиотекой, библиотекой слепых г. Ставрополя, художниками города Невинномысска, музеями и выставочными залами.

Основными проблемами семей, воспитывающих творческих детей-инвалидов являются:

– недостаточные условия для самореализации и личностного роста как детей, так и родителей,

– недостаточные условия для развития творческого потенциала и детей, и родителей,

– нахождение детей с ограниченными физическими возможностями в ситуации вынужденной изолированности,

– недостаточность развития социальных навыков, необходимых для интеграции в среду здоровых сверстников,

– ограниченность возможности взаимодействия со сверстниками разных социальных групп[7,с 62].

В рамках «Академии радости» прошел фестиваль, в котором обучающиеся осваиваивали разные художественные материалы. Разнообразие применяемых в изобразительной деятельности художественных материалов и техник в каждом конкретном случае обусловлено возможностями ребенка и поставленными задачами.

Фестиваль «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь»(Фестиваль проведен Шуралевой Еленой Владимировной 24 января 2020 года в МБДОУ № 46)

Мы ставили цель перед собой - научить детей базовым приёмам творчества, спровоцировать художественную активность, заразить удовольствием от массового сотворчества и соавторства. Дать почувствовать всем, что каждый из участников Фестиваля  талантлив, только надо сделать первый шаг - шаг к творчеству. Сопровождал детей на Фестивале Маленький принц из одноименного произведения Антуана де Сент–Экзюпери. 

А герои произведения Антуана де Сент-Экзюпери приобщили детей к миру прекрасного и способствовали развитию потребности не только в созерцании мира, но и активном его познании, преобразовании. Ведь, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Свои чувства и эмоции, а также знание и отношение ребенку легче выразить с помощью зрительных образов, чем вербально, следует отметить, что некоторые дети ограничены или вообще лишены возможности говорить или слышать, тогда невербальное средство оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения.

В этот день многие помещения МБДОУ превратились в студии, музеи, выставочные залы. Каждый участник Фестиваля почувствовал себя настоящим художником и творцом.

Художники организовали в МБДОУ выставку, чтобы познакомить всех участников Фестиваля с творчеством художников Невинномысска. Для многих ребят это был первый взгляд на настоящую серьезную  живопись. На всех картинах  изображены разные уголки  Невинномысска. Ребята наслаждались красотой и разнообразием кар­тин художников, они словно попали в совершенно иной мир, наполненный живой жизнью, передающий не только многооб­разие окружающей природы, но и открывающий нам наш город в мельчайших деталях и подробностях.

 Дети отметили задушевность родной природы, которую отображают замечательные, теплые и спокойные картины художников родного города.

 Художники участвовали вмастер классе для педагогов и родителей. Взрослые нарисовали розу, и для каждого из них она стала « единственной в целом мире». 

Особенно интересной для детей была работа в направлении музыкальной графики. Дети с большим интересом прослушали « Воздушную песню» М.Старокадомского в исполнении ученицы музыкальной школы № 1. А трио педагогов музыкальной школы № 1представили нам известное, необыкновенно красивое   произведение КамиляСен Санса « Лебедь». Под звуки скрипки и виолончели, дети написали  картину своими пальчиками, как будто играли на фортепиано. Каждая нотка, в воображении детей, была  окрашена в разные цвета. В результате получились работы с использованием множества нюансных цветов. Многие ребята написали свою картину в четыре руки: совместно со своими педагогами и родителями. Эти работы были наполнены не только цветом, но и добром, мечтами и хорошим настроением. "Музыкальная графика" стимулирует интерес детей также и к музыкальному искусству, активизирует их мыслительную деятельность, способствует развитию творческой фантазии, колористического и интонационного мышления. 

Дети узнали, что рисовать можно не только на бумаге. Окрашивание сахарных замков капельками красок разного цвета подарило радость детям от творчества, восхищение  и гордость от успешного результата. 

Ансамбль  жестовой песни «Доброта» МБДОУ № 46 представил вниманию участников - жестовую песню «Капелька детства». Эта деятельность позволяет расширить границы взаимопонимания детей и объединить два мира. Жестовое пение это уникальный, неповторимый способ передачи текстов песен, эмоций, ритмов. В том числе развивает межполушарные взаимодействия детей.

Сохранение и укрепление здоровья воспитанников – одна из основных задач дошкольного учреждения. Одним из направлений по здоровьесбережению является арт-терапия, т.е. это забота о психологическом здоровье и эмоциональном самочувствии человека посредством творчества [1, с. 25]. Для детей с ограниченными возможностями здоровья новой формой индивидуальной работы является рисование на прозрачном мольберте. В использовании мольберта синтезированы наиболее эффективные арт - терапевтические техники в рамках деятельности по развитию детей, а также детей с ограниченными возможностями здоровья: изо терапия, игротерапия, сказкотерапия [2, с. 90].

Новизна же в использовании мольберта в работе с детьми заключается в сочетании использования традиционных и нетрадиционных художественных материалов, и техник в обучении, направленном на развитие индивидуальных способностей. Новые способы творчества мотивирует деятельность ребенка и удерживают его внимание. Ребенок получает нестандартный опыт, дошкольник получает свободу в самовыражении. Выполняя работу стоя, ребенок может свободно двигаться, что является естественной потребностью в дошкольном возрасте. При работе на вертикальной плоскости мольберта, идет смена динамических поз, что является профилактикой нарушения осанки. Работая стоя, меняется угол зрения – это профилактика нарушения зрения, то есть идет использование здоровьесберегающих технологий.

Перед педагогами стоит задача - раскрыть природные способности ребенка, помочь ребенку познать мир своим путем. Положительные результаты, достигнутые в ходе работы с детьми, убеждают в том, что начатая деятельность востребована обществом, необходима и значима для интеллектуального и творческого развития личности, и требует своего продолжения на следующих ступенях образования. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача обучения таких детей.

Литература:

1.Ветлугина, Н. А. Художественное творчество и ребенок»: Монография [Текст] / под ред. Н. А. Ветлугиной. М.: «Педагогика», – 1972. – 285 с.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологические очерки: Книга для учителя. 3-е изд. М.: Просвещение, 1991.

3.Чумичева, Р. М. Ребенок в мире культуры [Текст] / Р. М. Чумичева. – Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1998. – 558 с.

4. Альфред А. Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека «Наука жить». – Киев,1997. – С. – 57-58.

5. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2006. – 160 с

6.Творчество инвалидов – неограниченные возможности. Организация в музеях выставок инвалидов и адаптация выставок для восприятия людьми с ограничениями здоровья: Материалы обучающего семинара 18.09.11. М., 2011.