Нормализация мышц артикуляционного аппарата с использованием приёмов нейрологопедического подхода
НОРМАЛИЗАЦИЯ МЫШЦ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИЁМОВ НЕЙРОЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПОДХОДА
Исходя из экспериментальных исследований отечественных физиологов и наблюдений коррекционных педагогов в России за последние 10 лет возросло количество детей, имеющих речевые нарушения, обусловленные нарушением иннервации речевого аппарата и моторной сферы. В связи с этим вопрос нормализации мышц артикуляционного аппарата является достаточно актуальным.
В норме, в процессе иннервации мышц речевого аппарата участвуют ряд нервов: тройничный, лицевой, языкоглоточный, блуждающий, добавочный и подъязычный. Через всю эту систему нервов передаются нервные импульсы от центрального отдела речевого аппарата к периферическому, что в дальнейшем приводит к движению речевых органов.
Центральный отдел выполняет функцию регуляции процесса речи и включается в себя кору головного мозга, подкорковые узлы, пучки нервных волокон, ядра ствола и нервов, проходящие к дыхательным, голосовым и артикуляторным мышечным волокнам. Периферический отдел речевого аппарата участвующий за образование звуковой волны включает: дыхательный отдел, голосовой и артикуляционный или звуко-производящий.
Помимо регуляции и исполнения речевого процесса, важную роль играет контроль за осуществлением речевого акта. Данную функцию выполняют кинестетические ощущения, которые позволяют предупредить ошибку, посылая обратные импульсы в центральный отдел речевого аппарата, и внести поправку в положение языка или губ до того, как звук будет произнесен, а также слуховой контроль, который действует в момент произношения звука.
Нарушения иннервации мышц речевого аппарата возникает вследствие нарушения связей движения нервного импульса по черепно-мозговым нервам, наиболее частые проявления: ограничение подвижности артикуляционного аппарата вследствие повышения или понижение тонуса мышц, напряжение или слабость лицевых мышц, повышенное слюноотделение, усиление глоточного и рвотного рефлекса, спазмы.К основным причинам возникновения данной патологии относят врожденные нарушения головного мозга, поражение бульбарного, псевдобульбарного и мозжечкового характера.
Для нормализации и восстановления мышечного тонуса коррекционными специалистами используется прием логопедического массажа, который представляет собой активный метод мануального дозированного воздействия на мышцы речевого аппарата, который позволяет изменить состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата.
Логопедический массаж является основополагающей частью медико-психолого-педагогической работы по коррекции и профилактике нарушения мышечного тонуса, а также восстановлению функций глотания, сосания и жевания. Помимо этого, логопедический массаж оказывает благоприятное воздействие на физиологическое состояние организма, в основе которого лежат сложные взаимообусловленные рефлекторные, нейрогуморальные и обменные процессы, регулируемые центральной нервной системой.
На данном этапе развития коррекционной-педагогики существует несколько приемов логопедического массажа, к ним относят классический, точечный, инструментальный или механический, а также смешанный.
Классический логомассаж включает 4 приема воздействия: поглаживание, растирание, разминание и вибрацию, целью данной формы массажа является активизация или расслабление мышечного тонуса. Показан при дизартрии, ринолалии и заикании.
Рекомендуется начинать массаж с воздействия на плечевой пояс и шеи, при расслабляющей форме, это способствует мышечному расслаблению, расширяет физиологические возможности дыхательного аппарата, а также снижает тонус скелетных и жевательных мышц, при активизирующем массаже воздействие на плечевой пояс и шею позволяют активизировать грудино-ключично-сосцевидную мышцу, а также рефлекторно активизировать скелетные мышцы языка.
При массаже лица и мимической мускулатуры для наилучшей эффективности рекомендуется проводить массаж двумя руками в определенных направлениях: от середины лба к виску, от внутреннего угла глаза по верхнему веку и в обратном направлении по нижнему, от корня носа к височной области, от уголка рта к уху.
При проведении массажа для артикуляционной мускулатуры оказывается воздействие на скуловые, щечные, жевательные и подбородочные, а также мышцы участвующие в изменении положения губ. Также рекомендуется проводить интераоральный массаж артикуляционной мускулатуры.
Интераоральный массаж – это воздействие на мышцы, которое оказывается через полость рта с захватом мышц с лицевой поверхности и через полость рта одновременно.
При расслабляющем массаже языка используют приемы легких или длительных вибраций, глубокие медленные проглаживания в области дна полости рта, подъязычной кости и области шиловидного отростка, а также разминание от кончика к корню языка.
При активизирующем массаже языка движения активные, иинтенсивные и направлены от корня языка к кончику, используются приемы пощипывание, похлопывание, сильную короткую вибрацию, удерживание и перетирание.
Также проводится массаж уздечки для нормализации функции сосания, носового дыхания, жевания, а также звукопроизношения. Массаж мягкого неба направлен на активизацию тонуса мышц мягкого неба и повышение небно-глоточного рефлекса. Массаж десен и твердого неба проводится в случае слабости кинестетических ощущений для улучшения кровообращения и трофики тканей.
Точечный массаж является методом рефлекторной терапии, который включает массаж биологически активных точек. Основные способы воздействия: расслабляющие, стимулирующие, смешанные. Рекомендовано к проведению при дизартрии.
Механический массаж – это метод интенсивного механического воздействие на органы артикуляционного аппарата, который проводится с использованием различных инструментов таких как: зонды, зондозаменители, вибромассажеры. На данный момент представлено два вида наборов массажных зондов: набор из 12 массажных зондов Е.В. Новиковой и набор из 9 зондов Т.А. Воробьевой и О.И. Крупенчук.
Зондозаменители представляют собой приспособления, которые используются вместо зондов для проведения массажа, существует множество видов и форм, самые часто используемые это: Диск-вертушка, который подходит для поглаживающего и точечного воздействия на мышцы артикуляционного аппарата, для стимулирования сальный желез и корня языка, заменяет зонд Саночки, из набора Е.В. Новиковой. Темпер, который оказывает более интенсивное воздействие на мышцы за счет колючих деталей, может заменять зонд вилочка из набора Е.В. Новиковой, с обратной стороны можно использовать для похлопывающих, расслабляющих движений.
Помимо стандартных зондозаменителей в практике логопедического массажа нередко используется зубная щетка, которая оказывает интенсивное воздействие на мышцы, металлическая ложка, которой можно провести расслабляющий массаж, а также оказать температурное воздействие на мышцы, для сенсорной стимуляции.
Вибромассажер предназначен для проведения массажа лицевых и артикуляционных мышц, подготовки артикуляционного аппарата, а также для сенсорной стимуляции, проведения орально-моторной терапии.
Основной целью проведения данной формы массажа является активизация кинестетических ощущений, а также расслабление и активизация мышц. Рекомендуется при дизартрии, ринолалии, заикании, дисфонии, моторной дислалии и др.
Смешанная форма массажа включает в себя несколько видов массажа, такой вид является наиболее распространенным и эффективным вариантом логопедического массажа.
Для повышения эффективности логопедического массажа при различных состояниях мышечного тонуса, пониженного или повышенного, используются различные приемы, в том числе нейростимуляцию. Нейростимуляция используется в логопедии как средство для нормализации связи центрального и периферического отдела речевого аппарата, а также способствует функциональному и анатомическому дозреванию корковых отделов головного мозга.
В коррекционно-педагогической работе используются такие приемы как биоэнергопластика, которая представляет собой совместное и синхронное движение рук и органов артикуляционного аппарата, массаж с использование су-Джок шарика и колечка, различные тактильные поверхности и предметы, прищепки, пробки, кинестетические мешочки и мячики, а также кинезиологические упражнения, способствующих активизировать межполушарное взаимодействие.
На практике при проведении логопедического массажа по нормализации мышц артикуляционного аппарата рекомендуется внедрять нейроупражнения с массажным мячиком су-Джок не только для воздействия на биологически активные точки, развития чувствительности, мелкой моторики пальцев, стимулирования речевые области в коре головного мозга, но и для налаживания контакта с ребенком и подготовки к занятию на первом этапе работы. Наиболее эффективным будет совмещать массаж и различные стихотворения «Вот бежит колючий ежик, нет ни головы, ни ножек, мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит и т.д.» в процессе проговаривания стихотворения, ребенок самостоятельно или с помощью прокручивает мячик в ладонях и катает по пальцам вверх и вниз. Для массажа пальцев с помощью су-Джок колечка можно использовать стихотворения, в которых пересчитываются пальцы, например, «Братцев было ровно пять, первый все хотел узнать, брат второй все забывал, третий песни напевал, все читал четвертый книжки, пятый маленький был слишком, дружно жили братцы крошки, словно пальцы на ладошке», таким образом оказывается благотворное воздействие на моторику рук, развитие речи, совершенствованию лексико-грамматической стороны речи и автоматизации звуков. Помимо массажа с помощью су-Джок можно использовать нейроигры с кинетическими мешочками разного размера и веса, выполнять чередования движений рук, подкидывать, перекладывать и поднимать мешочки совмещая эти движения с проговариванием стихотворений и чистоговорок. Как ритуал окончания логопедического массажа, используются ортопедические коврики с различным тактильным покрытием, такие коврики помогают сформировать у детей сенсорные эталоны, оказывают воздействие на тонус стоп и стимулирование речевых областей коры головного мозга.
Таким образом, практическая значимость использования нейрологопедических приемов в нормализации мышц артикуляционного аппарата состоит в улучшении качества коррекционного воздействия, повышении стимуляции нервных окончаний речевого аппарата, увеличения кинестетической и тактильной чувствительности, развития мозговых структур и усилению афферентных связей.
Литература:
Блыскина И.В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж. – СПб.: Детство-Пресс, 2006. – 112 с.
Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов. – М.: В.Секачев, 2014. – 264 с., цветная вклейка 12 с.
Гуськова А.А. Развитие речедвигательной координации детей. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 60 с.
Дьякова Е.А. Логопедический массаж при разных формах дизартрии: учебное пособие для студ. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: В.Секачев, 2020. –156 с.
Приходько О.Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2013. – 160 с.
Уварова Т.Б. Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками. – М.: Творческий центр, 2010. – 64 с.