Опыт применения арт-терапии в психологической коррекции психотравмы подростков
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИГРОВОГО БИОУПРАВЛЕНИЯ
В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
На современном этапе реформирования системы коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья актуальной является проблема разработки и использования инновационных форм и методов оказания квалифицированной помощи для данной категории детей. Более того, наиболее активно в образовательном процессе стали применяться компьютерные технологии. Особое место среди них занимают специализированные программы для детей с различными нарушениями развития. Новые компьютерные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими различные нарушения. Обучение произвольному управлению физиологическими системами позволяет внести существенный вклад в повышение эффективности стандартных реабилитационных мероприятий[1].Особый подход к использованию компьютерных средств обучения в специальном образовании был применён при разработке метода биологической обратной связи (БОС). Данная технология сочетает в себе как лечебно-оздоровительное, так и коррекционное воздействие.Технологии БОС используются не только при психосоматических и психогенных заболеваниях, но и при лечении органической патологии [3].Метод БОС внедрен во многие частные и государственные медицинские учреждения, и используется в рамках реабилитационных программ, успешно применяется для коррекции речевых недостатков, а также для развития произвольности высших психических функций.
В перечень современных здоровьесберегающих технологий, эффективно работающих с детьми? входит игровое биоуправление - компьютерный игровой тренинг, включающий в себя о диагностические и реабилитационные мероприятия, направленные на снижение психоэмоционального напряжения и формирование моделей адекватного поведения в стрессирующих ситуациях[4].
Игра как яркий сценарий с использованием эмоционального подкрепления механизмов саморегуляции позволяет полноценно осуществить самую значимую задачу технологии биоуправления — превратить человека из пассивного объекта внешних вмешательств (врача, учителя, тренера) в активного субъекта оздоровительного процесса . Преодолевая противоречие между эмоциональной нагрузкой и необходимостью сохранять состояние спокойствия, играющий учится формировать устойчивость к стрессирующей ситуации игры. Таким образом, создаётся модель эффективного поведения — системы навыков конструктивного разрешения подобных ситуаций, препятствующая развитию стресс-индуцированных состояний и их последствий. Обучающие алгоритмы построены таким образом, что для победы необходимо улучшить свой собственный результат из предыдущего сеанса, что является залогом совершенствования навыков саморегуляции. Технология максимально приближена к форме представления, обычно используемой в конкурентных компьютерных играх. Играющий (тренирующийся) имеет возможность сделать выбор, как в любой компьютерной игре: выбрать соперника, музыкальное сопровождение, изменить место проведения соревнований, уровень сложности игры. Увлекательный сюжет вызывает интерес к процедуре, повышает мотивацию и таким образом увеличивает эффективность обучения навыкам саморегуляции. Поскольку в течение игровой сессии тренирующийся сразу видит результат своих попыток контроля пульса, у него появляется стимул к тому, чтобы выполнить задание лучше, так как в этом случае он получает поощрение в виде баллов или призов.
Метод показал свою эффективность при использовании в коррекционной практике в следующих направлениях:
- профилактика развития переутомления, перевозбуждения, хронического стресса при увеличении учебных нагрузок;
- коррекция состояния при нарушении концентрации внимания;
- адаптационная методика в условиях пубертатного периода;
- способ повышения самооценки у детей подросткового возраста.
Технология игровогобиоуправления позволяет решить следующие
задачи:
- развитие навыков саморегуляции, повышение психологической резистентности к стрессовому воздействию;
- предупреждение и лечение психосоматических расстройств;
коррекция синдрома дефицитавнимания с гиперактивностью (СДВГ);
профилактика психосоматической патологии, заболеваний кардиореспираторной, нервной системы;
- лечение логоневрозов;
- адаптация при поступлении в школу и на различных этапах школьного обучения.
Сюжет игры управляется ключевыми физиологическими параметрами, а именно - частотой сердечных сокращений (ЧСС), биопотенциалами сердца и мозга, и с помощью фотоплетизмографического датчика; регистрируемые сигналы передаются в компьютер. Виртуальное соревнование, в котором скорость играющего обратно пропорциональна ЧСС, является психофизиологической моделью стрессовой ситуации, выполненной в виде игры. В процессе тренинга моделируется ситуация, которая обучает преодолевать противоречие между эмоциональным возбуждением и необходимостью сохранять состояние спокойствия, сопровождающееся доминированием парасимпатического отдела вегетативной нервной системы[5]. Адаптивный алгоритм игры включает в себя соревнование с самим собой и построен таким образом, что в каждой последующей попытке, чтобы выиграть, нужно улучшить свой предыдущий результат. Обучающие алгоритмы построены таким образом, что для победы необходимо улучшить свой собственный результат из предыдущего сеанса, что является залогом совершенствования навыков саморегуляции. Таким образом, создаётся модель эффективного совладающего поведения, препятствующая развитию стресс-индуцированных состояний.
Игровые тренинги позволяют существенно усилить мотивацию к проведению занятий биоуправлением. Если при проведении обычной неигровой сессии ребенка приходится уговаривать, придумывать разные варианты позитивного подкрепления, то игровой тренинг сам по себе является подкрепляющим стимулом.В процессе коррекционного тренинга, пред ребенком стоит задача замедлить пульс и при этом уменьшить время реакции. Успешным считается сеанс, в котором ребенку удается увеличить RR-интервал хотя бы на 1% и одновременно не увеличить время реакции (RT), больше, чем на 10% от исходного уровня в сеансе. В стрессовых ситуациях пациенты с не развитым навыком саморегуляции склонны реагировать агрессивно. На основании того, что время сенсомоторной реакции является одним из важных психофизиологических показателей, характеризующих быстроту возникновения и исчезновения возбуждения и торможения, в первую очередь нами оценивается среднее время реакции на стимул. После реабилитационного курса с использованием игрового биоуправления сокращается время реакции на стимул теста. К примеру, игровой сюжет «Ралли» состоит из соревновательного заезда по кольцевой шоссейной магистрали. Играющий способен объехать появляющиеся препятствия на дороге и улучшить свой результат на последующих попытках только при высоком уровне концентрации внимания и умении контролировать свой сердечный ритм. Метод не сводится к простой регуляции физиологического параметра, а позволяет научиться контролировать свои вегетативные реакции в ситуации психоэмоционального стресса[2].Перед ребенком ставится задача победить, несмотря на стрессирующий соревновательный игровой сюжет, 5 раз подряд. Оздоровительной игре «Ралли» может предшествовать сеанс с игровым сюжетом «Магические кубики», в котором фактор стресса сведен к минимуму ввиду отсутствия соперника и соревновательного сюжета. Для реализации поставленной задачи необходимо сформировать умение произвольно переходить в состояние спокойного бодрствования, которое сопровождается снижением частоты сердечных сокращений.
По результатам теста «Ралли» оценивается спектр частотных диапазонов вариабельности сердечного ритма (ВСР) его производных индексов: HF (0,15—0,4 Гц) - высокие частоты, отражающие вклад парасимпатической системы), LF (0,04—0,15 Гц - низкие частоты, указывающие в большей степени на симпатическую активность) [4]. Дети нормализовали свое эмоциональное состояние, снижая внутреннее напряжение и после прохождения сеансов игрового биоуправления отмечали субъективное улучшение настроения, повышение уверенности в своих силах и появление новых навыков управления своими эмоциями.
Включение в реабилитационную программу сеансов игрового биоуправления позволяет достичь ряда положительных эффектов: выработать усидчивость, повысить способность к концентрации внимания, снизить уровень тревожности, повысить самооценку и мотивацию к обучению. Включение на начальном этапе реабилитационного курса игрового биоуправления сюжета с отсутствием соперника позволят смоделировать различные ситуации, погружаясь в которые формируется индивидуальный способ преодоления напряжения, способствующий развитию саморегуляции, что значительно облегчает дальнейшее проведение сеансов психологической коррекции и психотерапии детям.Увлекательный сюжет игр вызывает у детей интерес к занятиям, повышает мотивацию и таким образом помогает им развивать навыки саморегуляции. Уже на первых занятиях отмечаются дополнительные возможности данной технологии. БОС- это уникальная система, позволяющая детям рассчитывать не на помощь извне, а максимально активизировать резервные возможности своего собственного организма. Наблюдения за ребенком в процессе коррекционного тренинга и беседа с ним помогают уточнить основные стратегии его поведения в трудных жизненных ситуациях, уровень адаптационных возможностей, наличие сфер межличностного взаимодействия, вызывающих сильные неосознаваемые эмоциональные переживания. Это позволяет специалистам дать более конкретные рекомендации родителям и педагогам.
Родители и педагоги отмечают, что после успешных сеансов у детей улучшается поведение: они становятся более коммуникабельными, активными на уроках, у них снижается уровень тревоги, улучшается настроение. Осознание, что он может побеждать, быть лучшим, пусть даже и в виртуальной среде, является мощным психотерапевтическим воздействием, ведущим к повышению самооценки и личностному росту пациентов. Еще один положительный факт – дети понимают, что в процессе игры они учатся контролировать свои эмоции и свое поведение, стремятся сохранить у себя полученные навыки и применять их в жизни. Однако, следует понимать, что социум, в который возвращается ребенок с особыми возможностями, не в полной мере замечает новые навыки у ребенка, не готов изменить свое ранее сложившееся стереотипное отношение к нему. Это может не только снизить эффективность коррекционной работы, но и «обнулить» результаты. Поэтому большое значение имеет тесное сотрудничество специалистов службы сопровождения образовательных организаций (педагога-психолога, куратора и социального педагога) и клинических психологов во время проведения занятий и по их завершению.
Список литературы
- Воробьев В.Ф. Теоретические аспекты реабилитации детей с неврологическим проблемами на основе биологической обратной связи / В.Ф. Воробьев, С.В. Пыж, Л.Н. Виноградова, И.А. Варфоломеев, Е.В. Ершов // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2016. - №6 (75). - С. 139-43.
- Гребнева, О. Л. Игровоебиоуправление – помощь в адаптации к школьному стрессу / О. Л. Гребнева, Е. Н. Даниленко, О. А. Джафарова, О. Ю. Лазарева // Школьные технологии. – 2011. – № 1. – С. 113–116.
- Демин Д.Б. Физиологические основы методов функционального биоуправления Д.Б. Демин, Л.В. Поскотинова //Экология человека. – 2014. – № 9. – С. 48-59.
- Киворкова А.Ю., Соловьев А.Г. Игровоебиоуправление и стратегии совладающего поведения детей в семьях лиц опасных профессий // МедиАль. – 2018. – № 2 (22). – С. 95-98.
- Соловьев А.Г., Киворкова А.Ю. Применение биоповеденческой терапии в медико-психологической реабилитации членов семей лиц опасных профессий // Медицина катастроф. – 2017. – № 4 (100). – С. 26-30.