20 ноября – Всемирный день олигофренопедагогики
После 1917 года под влиянием идей Л.С. Выготского и его психологической школы в научно-педагогическую практику вводится термин «умственно отсталый ребенок», который наиболее полно отвечал взглядам отечественных дефектологов на природу и сущность интеллектуального развития аномального ребенка. Огромный вклад в разработку проблем изучения, образования и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями внесли Д.А. Азбукин и Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.Р. Лурия, Т.А. Власова, Ж.И. Шиф, А.А. Дмитриева, И.Г. Ерёменко и другие. Однако почти до конца XX века ученые и педагоги следовали принципам классификации олигофрении, сформулированной немецким психиатром Э. Крепелином.
В настоящее время границы предмета олигофренопедагогики значительно расширились. Учитывается разнообразие этиологии аномалий, степени поражения ЦНС, нарушений познавательной деятельности.
Серьезные клинико-психолого-педагогические исследования в этой области осуществляются в Институте коррекционной педагогики РАО. Они направлены на выявление и анализ факторов, определяющих феноменологию психического дизонтогенеза, качество образования и динамику психосоциального развития современных детей с ОВЗ и инвалидностью различных нозологических групп, в том числе, с задержкой психического развития и умственной отсталостью.
Традиционно специалисты по олигофренопедагогике работают в сфере специального и инклюзивного образования, детских образовательных учреждениях и развивающих центрах, в медицинских организациях и отделах социальной защиты.