Приходская жизнь как способ интеграции глухих и слабослышащих людей в социальное взаимодействие со слышащим миром
ПРИХОДСКАЯ ЖИЗНЬ КАК СПОСОБ ИНТЕГРАЦИИ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ ЛЮДЕЙ В СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО СЛЫШАЩИМ МИРОМ
Глухие и слабослышащие люди, наравне со слепыми находятся в сложном положении. Отношение к таким людям в разные исторические эпохи отличалось. В античных государствах глухие люди угнетались, о чем свидетельствуют исторические памятники литературы и философии. Аристотель (384 - 311 гг. до н. э.) в своих трактатах "О чувствах чувствующих", "О чувственных восприятиях и их объектах" описывал негативное влияние глухоты на физическое развитие и социальные возможности ребенка. "Пусть в силе будет тот закон, - писал Аристотель, - что ни одного калеки ребёнка кормить не следует" [2, с. 26] В трудах философа Сенеки утверждается резко отрицательное отношение к людям имеющим физиологические и психологические нарушения: "Мы убиваем уродов и топим детей, которые рождаются на свет хилыми и обезображенными. Мы поступаем так не из - за гнева или досады, а руководствуясь правилами разума: отделять негодное от здорового" [2, с. 28]
Обращаясь к законодательству Римской империи, а именно к Кодексу императора Юстиниана (+565 г.), мы наблюдаем ограничения юридических прав глухих от рождения. Согласно Кодексу они не могли распоряжаться своим состоянием, составлять завещание [5, с. 11]. [4, с. 8]
Первые попытки обучения глухих приходятся на период XV в. Зародившаяся в Западной Европе теория и практика воспитания и обучения глухонемых интересовала многих учёных того времени. Этому способствовало возникновение в эпоху Возрождения прогрессивных взглядов на познавательные возможности глухих. Нидерландский учёный Рудольф Агрикола (1443 – 1485) в книге «Об открытии диалектики» писал о возможности обучения глухонемых письменной речи с помощью специальных методов и приёмов. [1, сс. 12-13]
Открытие в Москве Воспитательского дома, приютившего значительное количество глухих детей можно считать первоначальным этапом систематического воспитания и обучения глухих детей в России. Изначально им управлял Опекунский совет, но с 1789 г. главная опека была предоставлена “Ведомству Императрицы Марии Феодоровны”. Религиозное просвещение глухих России началось в 1810 году с Санкт-Петербургского училища глухонемых.
Санкт-Петербургское училище глухонемых своим возникновением обязано такому случаю: императрица Мария Федоровна, супруга, уже умершего Императора Павла Первого, однажды во время своих прогулок по Павловскому парку встретила мальчика Александра Меллера, прогуливавшегося с тетушкой. Она, по своей доброте, мальчика обласкала и стала расспрашивать. На её вопросы отвечала его тетушка, которая объяснила, что его племянник глухонемой. Сердобольная императрица после этого случая невольно задумалась над судьбой глухонемых детей. Государыня решила создать в Павловской крепости Бип опытное училище для глухонемых на несколько мест, в которое зачислила трех девочек и Александра Меллера. Это произошло 2 декабря 1806 года. Для обучения глухонемых детей был приглашен ксендз Сигизмунд из Вильны, который ознакомился с этим делом на устроенных курсах для подготовки учителей глухонемых в 1795 г., в Венском институте глухонемых. Через три года императрица, убедившись в пользе и благодетельном влиянии училища на обучаемых, перевела на баланс Ведомства учреждений Марии Федоровны с отпуском из казны субсидии на его содержание. Между тем, Мария Федоровна вела переписку с начальником Парижского института глухонемых аббатом Сиккаром о преподавателе для своего училища, будучи озабоченной религиозным просвещением воспитанников. Она свою просьбу мотивировала стремлением дать своим подопечным понятие о Боге и приобщить их к вере.
Опуская подробный обзор истории сурдопедагогики в России, можно заключить, что её развитие в нашей стране претерпевало большие изменения. Не все способы обучения глухих являлись эффективными и продуктивными. По сей день не существует единого словаря русского жестового языка, отсутствует специальная литература по методике и практике обучения людей, находящихся в особой языковой среде.
Негативное отношение к родному языку глухих людей порождает некую преграду в и без того сложные взаимоотношения между слышащими и глухими людьми. В современной практике существует множество различных способов преодоления этих преград. Данная статья направлена на демонстрацию одного из способов интеграции глухих и слабослышащих людей во взаимодействие со слышащим миром посредством анализа уже существующих практик в данной сфере.
Русская Православная Церковь уже на протяжении более 30-ти лет ведет полноценное окормление общин глухих и слабослышащих. Ярким примером является соглашение о сотрудничестве, подписанное 1.04.2014 г. между Синодальным Отделом по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви и Всероссийским Обществом Глухих (ВОГ). Однако первая православная община глухих и слабослышащих людей появилась в 1991 г. в г. Москве. В настоящее время первая, но уже не единственная, община глухих и слабослышащих находится при храме Тихвинской иконы Божией Матери Патриаршего подворья бывшего Симонова монастыря. За свою тридцатилетнюю историю община прошла несколько различных этапов, в каждый из которых показала уровень взаимодействия слышащих людей с инвалидами по слуху.
В самом начале существования община глухих и слабослышащих в Симоновом монастыре носила интеграционный характер. В храме проводились богослужения как для слышащих прихожан, так и для неслышащих. Данная практика проводилась при первом настоятеле общины иерее Петре Коломейцеве. Его приемником, протоиереем Андреем Горячевым, был дан новый вектор развития общины – в храме перестали проводиться богослужения в сопровождении хора, все службы велись исключительно на Жестовом Языке. Данная мера была одним из способов сплочения общины на языковом основании, где прихожане могли свободно и без стеснения вести приходскую жизнь. Однако, этот метод не давал возможности входить во взаимодействие со слышащим миром, что делало общину закрытой.
В настоящее время настоятель храма иерей Евгений Морозов вернулся к исконной традиции – доступности храма для слышащих и глухих людей. Основная часть богослужений в храме ведется на двух языках – традиционном для Русской Православной Церкви церковнославянском в сопровождении хора для слышащих прихожан, а также параллельно переводится на Жестовый Язык для слабослышащих и глухих. Большая часть сотрудников храма является инвалидами по слуху. Ярким примером следует назвать клирика храма иерея Валентина Терехова, оглохшего в 18-летнем возрасте. Вместе с ним в храме трудятся и другие члены общины глухих: повара, свечницы, уборщицы, ризничные (швеи и люди ответственные за церковные и священные облачения) и другие.
Важной особенностью участия глухих и слабослышащих в приходской жизни храма можно считать само взаимодействие между ними и слышащими людьми, которые не владеют Русским Жестовым Языком. Не имея общих средств общения, среди прихожан возникает локальная система общения, через которую стирается языковой и ментальный барьер. Одним из результатов данного взаимодействия следует назвать тот факт, что некоторые слышащие прихожане посещают богослужения, предназначенные только для неслышащих, и не имеют сопровождения хора. Данные богослужения ведутся исключительно на Жестовом Языке. Из опроса прихожан известно, что для молитвы не обязательно красивое пение. С другой стороны, неслышащие прихожане также посещают богослужения, которые не сопровождаются сурдоперевдом. С помощью невербальных средств общения передается молитвенный настрой, тогда происходит объединение двух общин, основанных по языковому принципу, в единую.
Практически каждая московская православная община глухих и слабослышащих тесно связана с Тихвинским храмом бывшего Симонова монастыря, в котором зародились традиции совместного взаимодействия между инвалидами по слуху и слышащими людьми. Общиной глухих и слабослышащих при храме Всех Святых в земле Российской просиявших в Новокосино (г. Москва) был создан Интернет-ресурс «Десница центр», через который глухие и слабослышащие могут узнавать о Церковной жизни и самой Церкви, равно как и слышащие могут изучать Русский Жестовый Язык и Церковную Жизнь.
Рассмотрев все этапы становления первой православной общины глухих и слабослышащих, а также современный подход к интеграции неслышащих людей в слышащий мир через приходскую жизнь, можно сделать вывод, что используя данный способ, барьер, возникающий между двумя группами людей, преодолевается, что благоприятно влияет на психологическое здоровье инвалидов по слуху. В данном случае, через призму веры, высокой нравственности и доброжелательности уничтожаются страхи и подозрения неслышащих по отношению к остальным людям, преграждающие свободное взаимодействие со слышащим миром.
Список литературы
1.Балашов. Д. Православие в школе глухих. История и современность/ Д. Балашов. – Текст: электронный // Сурдоника. Дипломные проекты. – 2003. http://surdonika.ru/upload/iblock/355/d.-balashov.-diplomnaya-rabota.-pravoslavie-v-shkole-glukhikh.-istoriya-i-sovremennost.-moskva.-2003.pdf (дата обращения: 06.02.2023)
2.Дъячков А. И. Воспитание и обучение глухонемых детей : в 3-х томах : специальность 13.00.00 : Педагогика: историко-педагогическое исследование : диссертация / Дьячков Алексей Иванович ; - Москва, 1956. - 1256 с. : ил.
3.Идущие к Храму: из жизни и опыта работы православных общин глухих и слабослышащих : сборник Международного грантового конкурса «Православная инициатива 2016-2017» / сост. В.В. Леонтьева, Я.Б. Пичугин, отв. ред. Я.Б. Пичугин – Москва : Изд. ОООИ «ВОГ», 2017 – 273 с. – ISNB 978-5-9500437-9-6. – Текст: непоредственный
4.Кузьмин Зенон, иером. Опыт воцерковления слепых и глухих / иером. Зенон (Кузьмин). – Текст: электронный // Семинарская и святоотеческая библиотеки. – 2001 г. Дипломная работа. – URL: http://www.otechnik.narod.ru/zenovovo_1.htm (дата обращения: 05.02.2023)
5.Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / [И.Г. Багрова и др.] ; под ред. Е.Г. Речицкой. — Москва: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 655 с. — ISBN 5-691-01320-3. – Текст непосредственный
6.Харламенков А.Е. Создание «Электронной справочно-аналитической системы “Русско-жестовый толковый словарь”»: Монография / А.Е. Харламенков // Научные труды ЦНИИ русского жестового языка. – 2019. – № 1. – с. 29–119.