Организация единой инклюзивной среды в дошкольном учреждении
Одной из приоритетных задач дошкольного образования является обеспечение равных стартовых возможностей для всех детей дошкольного возраста. Актуальной является проблема создания условий для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья посредством инклюзивного образования. Наше государство сегодня находится на этапе создания прочного и надёжного фундамента на всей территории страны, который дети с инвалидностью и особыми образовательными потребностями смогут использовать как опору при вхождении в общество, которое ранее было для них недоступно.
Особый ребёнок, обучаясь в специальном учреждении, изолирован от реального общества, что ещё больше ограничивает его в развитии, тем не менее, он, как и любой другой ребёнок, нуждается в хорошем образовании, воспитании и общении со сверстниками.
Совместное обучение и развитие здоровых детей и детей с ограниченными возможностями необходимо, в первую очередь, для того, чтобы решить проблемы социальной адаптации последних. В детском сообществе воспитывается толерантность и равноправное отношение к особым детям. В ситуации, когда инклюзивным становится именно дошкольное образование, этот путь наиболее эффективен, ведь дети дошкольного возраста не имеют негативных предубеждений насчёт сверстников, которые волею судьбы являются не такими, как все.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад-ясли комбинированного вида № 1 «Солнышко» города Лермонтова реализует систему инклюзивного образования с 2017 года.
Инклюзивная политика нашего учреждения – обеспечение доступного и качественного образования детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования, как основы их социальной адаптации и интеграции в среду сверстников.
Цель реализации инклюзивного образования в учреждении: создание условий для разностороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, их позитивной социализации.
Задачи заключаются в систематизации подходов к организации единой инклюзивной среды в дошкольном учреждении.
Психолого-педагогическое сопровождение таких детей, детей-инвалидов строится на основе адаптированных образовательных и коррекционно-развивающих программ, индивидуальных образовательных маршрутов для каждого ребёнка, индивидуальных программ реабилитации (абилитации) ребёнка инвалида
Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в получении специальной комплексной психолого-медико-педагогической помощи. Их воспитание и обучение требует особых условий, которые помогают обеспечить достижение конечной цели их обучения и воспитания – максимально возможное введение в социум, активизацию ресурсов развития, преодоление трудностей в обучении, создание индивидуальной образовательной траектории, формирование у них способности жить самостоятельно.
Система психолого-педагогического сопровождения обучающихся в МБДОУ № 1 «Солнышко» обеспечивается деятельностью психолого-педагогического консилиума, работой администрации, специалистов этой службы: педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, тьюторов, инструкторов по адаптивной физкультуре, инструктора по плаванию. Созданный консилиум способствует раннему выявлению детей, нуждающихся в дополнительном обследовании на территориальных комиссиях с целью выявления наличия или отсутствия проблем в обучении, коммуникации.
На сегодняшний день в образовательном учреждении функционирует 3 группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи, в которых обучаются по основным адаптированным общеобразовательным программам 36 детей,группа комбинированной направленности для детей с задержкой психического развития и с нарушениями эмоционально-волевой сферы, в которой обучаются 17 детей, из них 3 особых ребёнка, 1 группа комбинированной направленности для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в которой обучаются 14 детей, из них 2 ребёнка с ДЦП. В образовательной организации получают дошкольное образование 8 детей-инвалидов. Вместе с тем, дети-инвалиды с сохранённым интеллектом, не требующие тьюторского сопровождения, посещают обычные группы общеразвивающей направленности.
Закон об образовании предусматривает особые случаи, в частности для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать дошкольную образовательную организацию. С 2017 года на базе МБДОУ № 1 «Солнышко» создан и успешно работает городской консультативный пункт ранней помощи для детей от 0 до 4-х лет. Его целью является предоставление муниципальной услуги по оказанию консультативной, методической, диагностической и психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей от 0 до 4-х лет с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов,
Подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, еговоспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии - основная цель консультативного пункта. Штат привлекаемых специалистов зависит от потребности и запроса родителей (законных представителей) детей с особыми образовательными потребностями, обратившихся к нам за помощью. Это учитель логопед, учитель-дефектолог, коррекционный психолог, инструктор по АФК, инструктор по плаванию, врач-педиатр, медицинская сестра по массажу.
В практике консультативного пункта ранней помощи применяем как индивидуальные, так и групповые формы работы с детьми и их родителями, тренинги, совместные занятия, для этого используется вся необходимая и доступная в детском саду предметно-развивающая среда.
Для комфортного пребывания и беспрепятственного доступа к объектам инфраструктуры созданы специальные условия: оборудован пандус, кнопка вызова помощи со шрифтом Брайля, санузел со специальными креплениями, инвалидные коляски для перемещения внутри здания, при входе в учреждение установлена комплексная тактильная табличка плоско-выпуклая с азбукой Брайля, тактильная мнемосхема, звуковой маяк с датчиком движения, используются световые маяки для дверных проёмов и ступеней, светодиодное табло с красным свечением с информацией об учреждении, индукционная портативная система.
Инклюзия - глубокое погружение ребёнка в адаптированную образовательную среду и оказание ему поддерживающих услуг. Включение детей с особыми образовательными потребностями в такую систему образования предполагает наличие вариативной предметно-развивающей среды, необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, методической базы и способности педагогов использовать различные методы и технологии, как по общей, так и специальной педагогике.
Вариативность развивающей среды нашего учреждения, наличие разнообразных центров позволяют решать различные образовательные и коррекционно-развивающие задачи, направленные на развитие эмоционального, социального и интеллектуального потенциала каждого ребенка, осуществляя при этом принцип индивидуального подхода, предполагающего на только внешнее внимание к нуждам ребёнка, но предоставляет самому ребёнку возможность реализовать свою индивидуальность.
Улучшение психоэмоционального статуса ребенка и восприятия окружающего мира играет большую роль в реабилитации детей с ограниченными возможностями. С этой целью педагоги-психологи нашего дошкольного учреждения проводят занятия в сенсОрной комнате со световым, интерактивным оборудованием.
Именно в специально организованной для психологической работы «темной» сенсОрной комнате взаимодействие между ребёнком и интерактивной средой осуществляется наиболее гармонично. Эта среда в определенной мере вступает в виртуальное взаимодействие с ребёнком, и он, откликаясь на это взаимодействие, начинает по-иному воспринимать окружающее пространство. С этой целью применяются игры в сухом бассейне, со светящимся дождём, зеркальным тоннелем, которые повышают мотивацию к деятельности, создают положительный эмоциональный фон.
У детей с нарушениями когнитивных функций отмечено положительное влияние занятий в условиях «темной» сенсорной комнаты. У них опосредованное познание пространства происходит в процессе погружения в «ирреальность». Программа состоит как из релаксационных занятий, так и из развивающих, которые отличаются по сложности и насыщенности, что позволяет использовать их в работе с детьми, имеющими различные отклонения в развитии.
Результаты работы показывают, что у детей улучшается сенсОрное восприятие, тактильные ощущения, уменьшается психоэмоциональное напряжение, тревожность, беспокойство, агрессивность. Активизируется мозговая деятельность, стабилизируется положительное эмоциональное состояние, нормализуется адаптационный период.
Дети с ОВЗ чаще всего имеют истощенную нервную систему, они стрессово- и эмоционально неустойчивы, раздражительны, подвержены быстрому утомлению. Эти дети не умеют гармонично взаимодействовать сами с собой, с социумом, с внешним миром.
В своей практике мы широко используем эластичный чулок Кислинга (чулок Совы), который предназначен для усиления тактильной чувствительности, тренировки преодоления препятствий, улучшения пространственного ориентирования, ускорения формирования схемы тела, уменьшения тактильной гиперчувствительности, вовлечения ребенка в игровую деятельность, формирования навыков социального взаимодействия. Чулок воздействует на вестибулярный аппарат и, как результат, очень хорошо развивается тактильное сенсОрное восприятие.
Большое достоинство чулка– стимуляция проприоцептивной системы, так как натянутая ткань оказывает легкое давление на тело.Мы обратили внимание, что ребенок через активизацию рецепторов лучше ощущает свое положение в пространстве, и внутри мешка с натянутой тканью он успокаивается, расслабляется. Во время игры ребенок чувствует необычные ощущения, это расширяет его восприятие окружающего мира.
Существуют различные терапии, созданные специально для детей, страдающими расстройствами аутистического спектра (РАС), синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), при которых необходима сенсОрная и моторная разгрузка.Наши педагоги задались вопросом, как помочь ребёнку успокоиться?Терапия, направленная на улучшение состояния детей с РАС - это использование утяжелённых предметов, которые являются тренажёрами и сенсОрными стимуляторами.Они помогают почувствовать положение тела в пространстве, успокоиться, повышают работоспособность.Утяжелённые вещи - это вещи с дополнительным весом. Работают по принципу сенсорного давления на тело, при этом помогают регулировать нервную систему, способствуют расслаблению, успокоению, восстановлению сна.
Такие жилеты используются педагогами психологами и дефектологами на занятиях по сенсОрной интеграции и нейрокоррекции при гиперактивности, гипер- и гипотонусе, дефиците внимания, ДЦП, расстройствах аутистического спектра и иных формах отклоняющегося развития.
Анализируя ситуацию, которая сегодня сложилась в системе воспитания и обучения детей, заметным стало количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Значительную часть из таких детей составляют дети 4-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки правильным звукопроизношением. Такие дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, несмотря на то, что они имеют полноценный слух и интеллект.
Практический опыт показывает, что помимо речевой патологии, дошкольникам свойственны также и другие нарушения в развитии психической сферы. Вместе они образуют сложный психологический профиль.
В работе с детьми специалисты детского сада используют световой короб для рисования песком. Почему выбрали именно это оборудование? Световой стол сконструирован так, что захватывает стандартное поле зрения, при котором одним взглядом можно увидеть всю картину. Таким образом, взгляд ребёнка сосредоточен на столе, и даже когда ребёнок отвлекается, светящийся стол «автоматически» возвращает его назад. Рисование двумя руками развивает межполушарное взаимодействие и расширяет поле зрения, активизирует речь, позволяет ребёнку быть более внимательным.
Песок имеет свойства воды: гибкость, текучесть. Он струится из кулака, шуршит, создаёт на стекле волны. Этими качествами песок успокаивает, настраивает на состоянии отдыха и медитации. В этом состоит релаксационный потенциал занятий с песком, так необходимый детям с тяжелыми нарушениями речи. Рисование песком предполагает создание песочной анимации, а это жанр, который не терпит шаблонов. Такого большого репертуара использования рук нет практически ни в одном виде творчества, поэтому очевидно развитие мелкой моторики, которая в свою очередь влияет на развитие речи.
Опыт работы с детьми, имеющих тяжёлые нарушения речи, в системе взаимодействия специалистов показал, что использование разнообразных форм организации двигательной активности детей с ТНР способствует развитию координаций движений, двигательных операций, умению выполнять движения, используя словесное сопровождение, а также речевому развитию и дыханию и т.д.
Степ-аэробика одна из современных, интересных, эффективных и популярных форм организации двигательной активности детей. Это система физических и танцевальных упражнений с использованием степ-платформы, музыкального и словесного сопровождения, игровых этюдов, подвижных игр, тематических релаксационных комплексов и упражнений, направленных на развитие звукопроизношения и речевого дыхания.
В МБДОУ № 1 «Солнышко» оборудован кабинет дефектолога, используя методику Марии Монтессори, которая обеспечивает комплексное решение основных целей и задач развития особого ребенка: обеспечение оптимальных условий для формирования когнитивной и аффективной сферы, регуляторного обеспечения психической активности.
Почему мы выбрали метод Марии Монтессори? Потому что при использовании данной методики в коррекционно-педагогической работе с детьми с ОВ3 можно решить несколько задач одновременно: формирование ориентировочных реакций; развитие мелкой моторики и действий с предметами; формирование сенсОрных и математических представлений; эмоциональное благополучие и социальная адаптация. Все занятия с особыми детьми проводятся индивидуально. В данной зоне ребенок развивает все свои органы чувств, занимаясь с разнообразными материалами. Огромный плюс данной методики в том, что дети учатся самостоятельно справляться с заданиями, а это особенно важно с данной категорией детей для их социализации.
Так же в нашем дошкольном учреждении получают образование дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. ДЦП является сложным заболеванием центральной нервной системы, ведущим не только к двигательным нарушениям, но и вызывающим задержку и нарушения умственного развития, речевую недостаточность, нарушение слуха, зрения и т.д.
В группе дети, имеющие такие нарушения,участвуют во всех мероприятиях вместе с другими детьми. Педагог не должен проявлять лишнюю опеку, и уделять чрезмерное внимание к таким детям, но ребенок должен быть всегда в поле внимания.
Развивающая среда должна быть безопасной и гибкой с учетом потребности детей. Чтобы ребенок с особыми нуждами чувствовал себя в группе комфортно и был вовлечен в процесс обучения, педагогами была проделана определенная работа по адаптации групповой комнаты и учебного процесса.Пространство группы было изменено, чтобы лучше адаптировать детей с особыми потребностями. Ониимеют возможность передвигаться так, чтобы не мешать другим, иметь свободный доступ ко всем игровым зонам.
Дети с особыми потребностями нуждаются в помощи педагога на всех этапах учебного процесса. Индивидуальная работа позволяет выяснить затруднения ребенка и уделить внимание его проблемам. Индивидуальная работа может быть, как частью обще групповой (все делают тоже самое, но тьютор помогает при затруднениях), так и действительно индивидуальной (когда остальные дети заняты чем-то другим).
В МБДОУ № 1 «Солнышко» созданы условия для пребывания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Имеется лицензия на осуществление медицинской деятельности, оборудованы медицинский и массажный кабинеты. Под наблюдением врача-педиатра таким детям проводится процедура медицинского массажа. Эта лечебно-восстановительная процедура положительно сказывается не только на опорно-двигательном аппарате, но и улучшает работу всех систем организма, включая центральную нервную систему.Терапия руками, снимает мышечное напряжение, освобождают тело от боли. Массаж не только вызывает состояние расслабления, но и оказывает тонкое воздействие на организм улучшая функции органов.
Также под наблюдением врача-педиатра проводятся занятия по адаптивной физической культуре, задачи которой при ДЦП - развитие способности к произвольному торможению движений, снижение гипертонуса мышц, улучшение координации движений, увеличение амплитуды движений в суставах.Занятия физическими упражнениями оказывают оздоровительное и общеукрепляющее влияние на детский организм; улучшают обменные процессы и кровообращение; предупреждают появление спаек между окружающими тканями; укрепляют ослабленные мышцы, восстанавливают двигательную координацию, борются с искривлением позвоночника.
Инструктор по адаптивной физкультуре в работе с особыми детьми используют занятия в сухом бассейне. Тело ребенка в такомбассейне постоянно находится в безопасной опоре, что особенно важно для детей с двигательными нарушениями. В то же время в бассейне можно двигаться, ощущая постоянный контакт кожи с наполняющими бассейн шариками. Таким образом, происходит постоянный массаж всего тела, стимулируется тактильная чувствительность. Упражнения, проводимые в сухом бассейне, уменьшают спастику и гиперкинезы, способствуют увеличению подвижности позвоночника и суставов верхних и нижних конечностей, создают положительный психоэмоциональный настрой. Подбор упражнений в бассейне индивидуальный в зависимости от формы и степени тяжести заболевания, рекомендаций врачей.
Конечно же, большую роль в работе с особыми детьми играет плавание, как вид двигательной активности, являющийся уже по своей сути уникальным корригирующим средством по воздействию на организм человека.
Целью работы с детьми с особыми образовательными потребностями является моделирование индивидуальной программы двигательного развития ребенка для компенсации ведущего нарушения и предупреждения его последствий.
Среда акватории бассейна нашего образовательного учреждения оформлена и укомплектована таким образом, чтобы вызывать у воспитанников радость, заинтересованность, желание окунуться в этот загадочный и манящий мир воды. Присутствие детей в бассейне при занятии плаванием приносят детям с ограниченными возможностями безудержный поток положительных эмоций – восторг, счастье, ощущение свободы и «мышечной радости», осознание новых возможностей своего тела и непроизвольное познание себя.
Во время плавания активно действует вся скелетная мускулатура, сердечно-сосудистая система, легче переносится физическая нагрузка. Кроме того, плавание корректирует у детей сколиозы, осанку, снижает спастичность, способствует расслаблению мышц. Инструктор по адаптивной физкультуре прошла специальную подготовку по обучению детей плаванию «Особый ребёнок». Для увеличения результативности и большей заинтересованности детей выработке навыков используем спортивные приспособления узкоспециального назначения, нестандартное оборудование.
Для ребенка с ограниченными возможностями особенно важно, он такой же ребенок,как и все остальные, только внешне несколько отличается, но он так же переживает свои успехи и неудачи, как обычный ребенок. Ему нужно приложить в 100 раз больше сил, чтобы достичь результата.
От инклюзии выигрывают и обычные малыши. У них возникает безбарьерное мышление. Инклюзивная среда учит находить сильные стороны в каждом и не вешать ярлыки. Дети становятся более заботливыми, могут выстраивать коммуникацию с разными людьми.
Инклюзивный опыт поможет ребенку в будущем, когда он будет общаться с кем-то, отличающимися от него. Встречая человека на коляске на улице, он уже не будет отводить глаза, пугаться, жалеть. Инклюзия — это не история про жалость. Человек с инвалидностью перестанет казаться диковинкой.
Я уверена, что перед нейротипичными детьми, которые выросли в инклюзивной среде, не встанет в будущем вопрос, что такое пандус и зачем он так необходим перед тем или иным учреждением.
Эффективному взаимодействию надо учить с раннего возраста.