Проработка проблемных (конфликтных) ситуаций у детей с особыми образовательными потребностями в условиях комбинированной группы


ПРОРАБОТКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ У ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ КОМБИНИРОВАННОЙ ГРУППЫ  

        С точки зрения Всемирной организации здравоохранения создание инклюзивного общества является важной социальной задачей современности. Проживание человека с особыми потребностями в инклюзивной среде положительно влияет на его здоровье, такая среда делает человека с ограниченными возможностями здоровья здоровее в буквальном смысле этого слова, уменьшает и нивелирует негативное влияние болезни.   

Само слово “инклюзия” в переводе с латинского языка означает “включение”. В современной жизни этим словом обозначают особый процесс включения людей с физическими и ментальными особенностями в полноценную общественную жизнь, а также действия, которые для этого предпринимаются. Однако мало обеспечить людей с особыми потребностями чисто физическими приспособлениями и оборудованием, которое облегчает им жизнь, очень важно создать такую общественную среду, где людей с особыми потребностями любят, понимают, уважают и стараются им помочь [4]. 

В свете этого пребывание и обучение детей с особыми потребностями вместе со здоровыми детьми положительно влияет на динамику развития таких детей, помогая преодолевать те ограничения, которые на них накладывает их диагноз. Поэтому организация в дошкольных образовательных учреждениях так называемых комбинированных групп, где обучаются нормотипичные дети и дети с ограниченными возможностями здоровья более чем оправдано как с точки зрения воспитания толерантного и дружелюбного, готового помогать человека, так и с точки зрения реабилитации детей с ограничениями по здоровью. 

 С другой стороны, совместное обучение и совместный досуг здоровых детей и  детей с особыми потребностями способны научить будущего гражданина терпимости, толерантности, милосердию, принятию и воспитать желание помогать таким людям. Поэтому организация комфортного совместного пребывания нормотипичных детей и детей с ограничениями здоровья требует от психолога детского учреждения комбинированного вида знания современных методов коррекционной и психологической работы. К таким методам можно отнести применяемые в детском учреждении пескотерапию, метафорические ассоциативные карты, арт-терапию и сказкотерапию [1]. 

Пескотерапия представляет собой игру с песком на специально оборудованном игровом планшете, который представляет собой стандартный деревянный поднос размером 50х70х8 сантиметров, наполненный песком. В комплекте с подносом находится сосуд с водой и коллекция миниатюрных фигурок. Психотерапевтический эффект достигается путем проигрывания жизненных ситуаций на этой модели мира с перенесением полученных навыков в реальную жизнь. Этот перенос осуществляется подсознательно, происходит некое согласование, наведение мостов между внешним и внутренним миром [2]. 

Пескотерапия позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации. Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. 

Кроме того, для работы с детьми, имеющими особые потребности, очень хорошо подходят метафорические карты. Они представляют собой набор картинок самого различного содержания. С их помощью психолог может понять проблему ребенка даже в том случае, если он плохо говорит, что, например, часто бывает при аутистических расстройствах. Там карточки могут помочь не только установить контакт с ребенком, но и направить его действия в нужную сторону [3]. Этот метод вошел в арсенал психотерапевтов совсем недавно, но уже зарекомендовал себя как весьма эффективный. К тому же забавные картинки вызывают у детей положительные эмоции, что тоже является своеобразным психотерапевтическим воздействием.

Работа с песком и работа с метафорическими ассоциативными картами являются методами арт-терапии, и чаще всего сопровождаются созданием совместно с ребенком некоей сказки, истории, герои которой ведут себя желательным образом. Ребенок, создавая такую сказку, подсознательно усваивает необходимые паттерны поведения, за счет чего и происходит коррекционная работа, которая может быть весьма успешной, если одновременно с этим в создании сказки задействовать и нормотипичных детей. 

Как пример можно привести случай из практики работы комбинированной группы детского сада. Имена детей изменены в соответствии законодательством о персональный данных [5]. Ребенок Слава С. поступил в комбинированную группу дошкольного образовательного учреждения в возрасте 5 лет с диагнозом “Детский церебральный паралич” после длительного процесса реабилитации в специальном оздоровительном центре. До специального лечения ходить не мог вообще, интеллект в значительной мере сохранный. 

На момент поступления Слава двигался с трудом, стеснялся общаться, держался в стороне, но при этом обладал хорошей памятью. В результате работы педагогического коллектива ребенок  научился красиво декламировать стихи, участвовал во многих фестивалях для детей с ограниченными возможностями, даже занимал призовые места. Зажатость в отношениях со сверстниками прошла, к окончанию дошкольного образовательного учреждения движения стали намного свободнее, стал увереннее ходить и даже бегать. 

Однако для того, чтобы это произошло, психологу дошкольного учреждения пришлось поработать не только с самим Славой, но и с его одногруппниками. Обычно самый распространенный вопрос, который возникает у нормотипичных детей после того, как особенный ребенок появляется в группе, звучит так: “А почему этот ребенок отличается от нас?” И задача педагогического коллектива состоит в том, чтобы объяснить детям в доступной для них форме, что “Вот этот мальчик не умеет быстро двигаться, зато он умеет читать стихи. Давайте ему поможем, если нужно что-то достать, принести, дойти на занятие…” Такая работа была проведена и с одногруппниками Славы, дети с энтузиазмом принялись ему помогать и тем самым приняли его в свой коллектив. И это участие, эта помощь в некоторой степени нивелировала его особенности здоровья. 

Поэтому, если говорить о задачах, стоящих перед психологом в комбинированной группе дошкольного образовательного учреждения, то главной из них следует признать создание в таких группах атмосферы сотрудничества и дружелюбия, обеспечение психологически комфортного пребывания как для ребенка с особыми потребностями, так и для нормотипичных детей. В случае со Славой использовались сказки с одновременным проигрыванием сюжета маленькими игрушками на песке, метафорические карты.

Об эффективности такого рода психологической помощи говорит случай с Аней К., 5 лет, имеющей диагноз “синдром Дауна”. Проблемой Ани было то, что играя с другими детьми, она не могла рассчитать свои силы и  могла причинить боль другому ребенку. Для исправления этой ситуации с Аней была проведена серия  занятий, где рассказывалась сказка о дружбе между обитателями леса с одновременным проигрыванием сюжета фигурками на песке. Работа была долгой и сложной, однако в конце концов ребенок пошел на контакт и понял, что от него требуется. В результате работы Аня стала осторожнее в своих движениях, конфликты с детьми в группе прекратились. 

Инновационные технологии психотерапевтической помощи могут быть полезными и при работе с детьми, имеющими диагноз “Расстройство аутистического спектра”. Об этом свидетельствует случай с Наташей Р. Как известно, дети с таким расстройством обладают сниженной потребностью в социальных связях, поэтому коррекционную работу с ними лучше проводить в специально оборудованном месте, в данном случае в кабинете психолога. Однако девочка боялась приходить в этот кабинет, тогда пришлось на карточках распечатать схему прохода и много раз с нею проиграть. Ребенок стал находить нужное место самостоятельно. 

Работа с карточками-схемами вообще показала себя эффективной в случае работы с ребенком, обладающим расстройством аутистического спектра. Недавно попавшая в комбинированную группу Света С. адаптационный период прошла успешно, однако социализация идет сложно. Обращается к себе в третьем лице, не умеет вступать с другими детьми в контакт. Привязана только к знакомым людям, ей сложно начинать что-то новое, но то, что уже начала, ей важно закончить до конца. Цель психолога и воспитателей в этом случае состоит в социализации ребенка, очень важно научить ее понимать свои эмоции и эмоции окружающих. Боится заходить в новые места.

Была проведена работа с детьми в группе, стараемся при проведении занятий больше к ней обращаться. Обучаем Свету по карточкам и знакомим ее с помощью карточек с новыми кабинетами, учим девочку туда ходить. Показываем на игрушках, учимся строить краткие предложения с помощью картинок и персонажей из сказок. Проводим игры на сближение с ней других детей. Всячески поддерживаем контакт с родителями. 

Положительная динамика уже наблюдается, пусть и очень медленная. Надеемся на значительное улучшение ситуации, работа пока продолжается. 

 Таким образом, по опыту пребывания детей с особыми потребностями в комбинированной группе дошкольного образовательного учреждения можно сказать, что такие группы решают одну из важных задач инклюзивного образования. Они позволяют развивать особого ребенка с одновременной его социализацией среди нормотипичных детей. Более того, пребывание ребенка с особыми потребностями в одной группе со здоровыми детьми положительно влияет на состояние здоровья особого ребенка. 

Здесь следует еще сказать о таком аспекте работы психолога в комбинированной группе детского дошкольного учреждения, как общение с родителями. Родители ребенка с особыми потребностями часто переживают, думают о том, насколько комфортно будет их особому ребенку среди здоровых детей, опасаются буллинга и предвзятого отношения. 

Родители же здоровых детей не понимают целей и смысла комбинированной группы и в целом целей инклюзивного образования. Поэтому психологу дошкольного образовательного учреждения, где имеются комбинированные группы, приходится кроме работы с детьми, общаться еще и с родителями, успокаивать их и настраивать на дружелюбие и сотрудничество. 

Как показывает опыт работы, в комбинированной группе детского сада дети с особыми потребностями не только получают необходимые знания и умения, но и привыкают жить в обществе, общаться со сверстниками. У здоровых детей при контакте с особыми детьми вырабатывается терпимость и чувство принятия таких детей и сострадание к ним, что и является главной целью инклюзивного образования.

Список использованных источников 

  1. Ваганова О.И, Пирогова А.А., Прохорова М.П. Инновационные технологии в инклюзивном образовании/ О.И. Ваганова, А.А. Пирогова, М.П. Прохорова// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования, № 6 (32), 2018 г. С. 36-40
  2. Воронова А. Специфика песочной терапии. Электронный источник, дата посещения 23.01.2023 г. 

https://varmine.ru/stati/konsultirovanie/specifika-pesochnoj-terapii-ee-rol-v-praktike-psihologa

  1. Горюшина, Е. А., Гусева, Н. А., Румянцева, Н. В. Повышение доступности реализации дополнительных общеобразовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] : метод. рекомендации / Н. В. Румянцева, Е. А. Горюшина, Гусева Н. А. – Ярославль : изд-во ЯГПУ, 2018. - 103 с.
  2. Дмитриев А. А. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью [Текст] : учеб. пособие. - М.: ИИУ МГОУ, 2017. - 260 с.
  3. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" //Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451