День олигофренопедагогики традиционно отмечается в Российской Федерации 20 ноября. Праздник этот сравнительно молодой, однако отечественная научно-педагогическая школа в сфере помощи людям с нарушениями интеллекта, их обучения и воспитания прошла долгий и интересный путь.
Система воспитания и обучения детей с психическими заболеваниями начала активно формироваться в нашей стране с конца XIX века. До того в России вели работу единичные учреждения для слабоумных и аномальных (по тогдашней терминологии) детей в Риге и Санкт-Петербурге. В 1882 году И.В. Малеревский открыл одно из первых в стране медико-педагогическое заведение для умственно отсталых детей, воспитание в котором было ориентировано на развитие трудовых навыков для последующей самостоятельной жизни в обществе. В начале XX века в Москве М.П. Постовская открывает вспомогательные классы при женском начальном училище, в 1915 году в Санкт-Петербурге начинает работать специализированная школа под руководством А.Н. Граборова. Большой вклад в развитие олигофренопедагогики внесли и врачи-психиатры В.И.Яковенко, И.Г.Игнатьева, П.И.Ковалевский.