Формирование инклюзивной среды МБОУ гимназии №11 в рамках проекта «Школа Минпросвещения России»

     С первого сентября 2022 года 19 образовательных организаций Ставропольского края стали апробационными площадками проекта Министерства Просвещения Российской Федерации «Школа Минпросвещения России» - МБОУ гимназия №11 г. Пятигорска   также вошла в их число.

     Концепция проекта «Школа Минпросвещения России»,  разработана   для обеспечения глобальной конкурентоспособности российского образования, а также вхождения Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. 

     В представленном материале  понятие  «образовательная среда» - это система элементов, окружающих обучающихся и учителей, предоставляющих участникам образовательного процесса возможности для обучения, воспитания и развития [2]. «Инклюзивная образовательная среда» - определяется как совокупность специальных образовательных условий, создаваемых образовательным учреждением, для включения обучающихся с особыми образовательными потребностями. «Инклюзивное образование» - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

     В данной статье представлен опыт МБОУ гимназии №11 по формированию инклюзивной среды и доступности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов  в рамках проекта «Школа Минпросвещения России».

      В рамках инклюзии, для обеспечения права на образование любому ребенку, в МБОУ гимназии №11 города Пятигорска  01.09.2020 г. открылся ресурсный класс для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и другими ментальными нарушениями, и тогда же открыта городская инновационная площадка (ГИП)  по теме «Особенности организации специальной образовательной модели «Ресурсный класс» для детей с РАС и другими ментальными нарушениями». В новом учебном году открыт еще один класс для детей с РАС.

     В МБОУ гимназии №11 созданы специальные образовательные условия, отвечающие особым образовательным потребностям обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов, проходящих обучение по АООП варианты 7.2, 8.2, 8.3, 8.4. Для сопровождения данной группы есть:

  1. высококвалифицированные специалисты: учителя ресурсных классов, педагог-психолог, учитель-дефектолог, тьюторы и социальный педагог, занимающиеся психолого-педагогическим сопровождением; 
  2. кабинеты, оснащенные видео- и компьютерной техникой, программами, методической литературой;
  3. разработанные и утвержденные АООП, рабочие программы по учебным предметам, локальные акты, регулирующие организацию получения образования обучающимися с ОВЗ, с инвалидностью;
  4. разработан  паспорт доступности образовательной организации в соответствии с приказом Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. №1309 (с учетом категории обучающихся с ОВЗ);
  5. используются специальные образовательные программы и методы обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов;
  6. оказывается необходимая психолого-педагогическая, коррекционная, помощь, организовано сопровождение тьюторами и т.д.

     Работа специалистов гимназии, занимающихся психолого-педагогическим сопровождением детей с ОВЗ и инвалидностью, организована по следующим направлениям: диагностическое, коррекционно-педагогическое, консультативное, информационно-просветительское [1].

     В рамках диагностической работы специалисты гимназии проводят комплексное обследование ученика с ОВЗ, ребенка-инвалида. Это -  изучение эмоциональной сферы и личностных особенностей обучающегося, социальной ситуации развития и условий семейного воспитания, уровня речевого развития, уровня социализации. По итогам диагностики специалисты сопровождения готовят выводы и рекомендации по содержанию и объему специальной помощи обучающемуся. Специалисты ППк МБОУ гимназии №11 на основании рекомендаций  определяют уровень актуального развития обучающегося и зону ближайшего развития, рекомендуют первоочередные направления коррекционно-развивающей работы.

     Выбор курсов коррекционно-развивающей области зависит от рекомендаций ППк, ПМПК и индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида (ИПРА), если у ребенка с ОВЗ есть инвалидность. 

Коррекционно-педагогическая работа с обучающимися с ОВЗ, детьми-инвалидами позволяет:

  1. скорректировать недостатки физического и психологического развития учеников;
  2. предупредить трудности в достижении предметных и метапредметных результатов, формировании УУД.

     Семьям обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов необходима консультативная поддержка по вопросам психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социальной адаптации. В МБОУ гимназии № 11 специалисты сопровождения готовят рекомендации для родителей по выбору  стратегии воспитания и приемам коррекционного обучения: по коррекции и развитию  психических процессов, эмоционально-волевой сферы, речевого развития, социальных навыков обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов.

     Информационно-просветительская работа проводится в МБОУ гимназии №11 со всеми участниками образовательного процесса: обучающимися, педагогами, родителями (законными представителями) посредством лекционных, тренинговых занятий, бесед, круглых столов, в рамках родительских собраний. Установлены партнерские отношения и взаимодействие с ГБОУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи семье и детям» г. Пятигорска.

    В МБОУ гимназии №11 организована деятельность по обеспечению условий доступности для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов и иных маломобильных граждан объектов и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи.

     Доступная среда – безбарьерная среда для детей-инвалидов, обеспечивающая доступ к образовательным ресурсам и совместный процесс их обучения в обычных школах.

Деятельность гимназии, направленная на обеспечение условий доступности для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов, осуществляется на основе следующих основных принципов: 

а) уважение достоинства человека, его личной самостоятельности, включая свободу делать свой собственный выбор, и независимости; 

б) недискриминация; 

в) полное и эффективное вовлечение и включение в общество; 

г) уважение особенностей инвалидов и их принятие в качестве компонента людского многообразия и части человечества; 

д) равенство возможностей; 

е) доступность; 

ж) равенство мужчин и женщин; 

з) уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность. 

      В  МБОУ гимназии №11 принимаются следующие меры по обеспечению условий доступности:

  1. определены должностные лица, ответственные за обеспечение условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг, а также оказание им при этом необходимой помощи;
  2. с персоналом проведено обучение и инструктирование по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг с учетом имеющихся у них стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности;
  3. в гимназии ведется работа по созданию инвалидам условий доступности объекта в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами;
  4. на сайте гимназии отражена информация по обеспечению условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг с дублированием информации в формате, доступном для инвалидов по зрению.

       В рамках планов мероприятий национального проекта «Образование», проекта «Школа Минпросвещения России» осуществляется  обновление материально-технической базы гимназии для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Организация доступной среды подразумевает оборудование поверхностей специальными поручнями, пандусами и особой плиткой, которая поможет легче передвигаться не только инвалидам, но и детям, пожилым людям и беременным женщинам.

     Для обеспечения доступа в здание гимназии инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, лестницы у входов в здание оборудованы пандусами. На ступенях лестниц размещены визуальные знаки желтого цвета. На входных группах размещены визуальные знаки желтого цвета для слабовидящих лиц с ограниченными возможностями здоровья.

     Проведение представленных инновационных преобразований в гимназии способствует развитию образовательного учреждения, совершенствованию образовательной деятельности, сохранению здоровья  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. 

      По итогам участия в краевом этапе IX Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России – 2022» МБОУ гимназии №11 заняла 2 место (приказ Министерства образования Ставропольского края от 06.06.2022 №974-пр).

     С 25 марта по 02 апреля 2022 года состоялся краевой фотоконкурс для детей «2 апреля. Я знаю о людях с аутизмом!», приуроченного к Международному дню распространения информации об аутизме. По итогам краевого фотоконкурса для детей  МБОУ гимназия №11 г. Пятигорска заняла 2 место в номинации «Это наш общий мир!».

     III Всероссийская акция «Поделись своим Знанием» стартовала 1 сентября 2022 года. 07 сентября 2022 года спикер от МБОУ гимназии №11 г. Пятигорска учитель начальных классов Губина Наталья Эдуардовна познакомила старшеклассников с особенностями обучения и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). 

     Спикер призвала обучающихся не оставаться в стороне, быть в курсе и знать о том, что вокруг есть дети с особенностями развития, а это значит, что есть возможность проявлять чуткость, содействие, терпение и доброту!

    Использованная литература и интернет-источники

  1. Ильяшенко Е. Как организовать сопровождение учеников с ОВЗ. © Материал из Справочной системы «Завуч» - URL: https://1zavuch.ru (Дата обращения: 16.01.2023). Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.
  2. Формирование современной образовательной среды - URL:

https://director.rosuchebnik.ru/article/formirovanie-sovremennoy-obrazovatelnoy-sredy/?fbclid=IwAR0g8ST7SHly-WpZQHsFyiJASnLvntO62Qv6Qy-3TAlszXKtvoqfjhcuF8k (Дата обращения: 16.01.2023).