Эбру-терапия как средство развития и коррекции эмоциональной и познавательной сферы детей с особыми образовательными потребностями
Исследователь Л. С. Выготский считал, что художественная деятельность играет особую роль, как в развитии психических функций, так и в активизации творческих способностей.Арт-терапия Эбру представляет собой особый метод рисования, предполагающий использование в качестве холста необычную поверхность – воду.Практика применения Эбру-техники в России молода, а терапевтический эффект основан на гармонизирующем, развивающем и релаксационном воздействии Эбру как искусства на психофизическое состояние и личностное развитие человека.
В настоящее время Государственное бюджетное образовательное учреждение "Центр психолого-медико-социального сопровождения" города Невинномысска(далее – Центр) сотрудничает с Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. С 2022 года был утвержден Комплекс мер Ставропольского края, направленный на оказание помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения, обеспечение безопасности детей «Ценю жизнь». Основная цель данного Комплекса мер – это повышение качества оказания помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения и преступных посягательств, формирование безопасной среды для развития детей. В Центре проходят занятия по Эбру-терапии с детьми с особыми образовательными потребностями, проявляющими жестокость и насилие по отношению к себе и другим детям.
В рамках мероприятий Комплекса мер Ставропольского края «Ценю жизнь» в городе Невинномысске создано специально организованное пространство «Зона безопасности», предназначенное для реализации задач диагностики, коррекции и реабилитации детей, ставших жертвами насилия и жестокого обращения в комфортных, спокойных и безопасных условиях специально организованного пространства.Специалисты Центра оказывали адресную помощь семьям с детьми с учетом их нуждаемости и жизненных ситуаций. У детей, проявляющих жестокость и насилие по отношению к себе и другим, отмечается истощенная нервная система, они эмоционально неустойчивы, раздражительны, подвержены быстрому утомлению, имеют затруднения во взаимодействии сами с собой, с социумом, с внешним миром.
Существуют разные причины детской жестокости, и в каждом отдельном случае они индивидуальны: семейные –дефицит родительской любви, нехватка внимания, равнодушие, вседозволенность, избалованность, полная бесконтрольность, физическое насилие, жестокие наказания, агрессия родителей по отношению друг к другу, драки и ссоры между ними; социальные – влияние толпы, желание быть как все, мода в соцсетях на видеоролики с драками, избиениями, издевательствами, погоня за лайками; педагогические – педагогическая запущенность, равнодушие учителей к буллингу, отсутствие ответных мер, а иногда и поощрение; техногенные – мультфильмы, компьютерные игры со сценами жестокости, открытое обсуждение громких скандалов на тему детской жестокости в СМИ, отсутствие родительского контроля за контентом, который просматривают дети; психические – гиперактивность (выброс энергии), низкая самооценка, холерический темперамент, конфликтный характер, возбудимый тип нервной системы, садизм. Чаще всего детская жестокость проявляется в школе и носит название буллинга. Большинство издевается над теми, кто младше и слабее. За счёт них они самоутверждаются в обществе, но при этом сами имеют низкую самооценку.
В Центре проводятся индивидуальные коррекционно-развивающие занятия — это связано с тем, что дети находятся в остром эмоциональном состоянии: испытывают страхи, тревогу, чувство вины, обиду, сенсорную фрустрацию и эмоциональное напряжение. Формы и варианты применения терапевтических свойств Эбру-техники определяются особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью. В Центре работа проводится с детьми 9-11 лет, имеющими стойкие нарушения интеллекта (умственную отсталость) или задержку психического развития. Все дети проявляли гетероагрессию, направленную на окружающих, и аутоагрессию, направленную на себя.
Благодаря Эбру-терапии учитель-дефектолог развивает возможности самопознания и самовыражения детей с ООП средствами художественной деятельности. Также можно повысить адаптационные способности, найти компенсаторные возможности детей, проявляющих жестокость и насилие по отношению к себе и другим, и в итоге успешно интегрировать их в обществе.Учитель-дефектолог занимается развитием мелкой моторики и познавательных процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения, представления. Занятия в Эбру-технике гармонизуют эмоциональную сферу ребенка с ООП. Демонстративность, агрессия и негативизм уступают место творчеству и инициативности. Прорисовывая волнующую ситуацию с помощью Эбру, создавая картину на воде, ребенок раскрывается, и специалисты получают возможность увидеть его актуальный внутренний мир.С точки зрения физиологической стороны релаксационного воздействия Эбру можно сказать, что движения глаз при наблюдении за растекающимися каплями, синхронизируются со многими мышцами и позволяют им расслабиться.
Выбор нетрадиционной техники спонтанного рисования Эбру неслучайно–изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов и техник рисования, а как эффект «хэппенинга» (в переводе с английского - «случаться»). Неизвестно какое изображение получится, но будет успешен результат и это усиливает интерес детей с ООП к изобразительной деятельности, стимулирует их воображение, познавательную активность, способствует релаксации во время занятий.В рисунке отражается реальная проблема ребенка, он безболезненноможет выразить свои чувства.Цвета вызывают у человека чувства и переживания. Одни из них способствуют уравновешиванию и успокоению, другие, напротив, поднимают тонус и настроение. Работа с красками снимает усталость и напряжение, снижает уровень тревожности, агрессию. За 30-45 минут можно изменить некомфортное эмоционально-психологическое состояние на спокойное и радостное, улучшить самочувствие.
Для рисования нужна вязкая вода, краски, не растворяющиеся в воде, плоские кисти, палочки, гребенки, бумага (она должна быть для рисования акварелью). Суть Эбру-техники сводится к тому, что у жидкостей разная плотность и не растворяющиеся краски не тонут, они удерживаются на воде и создавая тонкую пленку.
Каждое коррекционно-развивающее занятие имеет свою структуру, которая позволяет детям с ООП, быстрее усвоить двигательные стереотипы, действовать в соответствии с ними.Занятие состоит из 3 частей: вводная, основная и заключительная.
Вводная часть составляет 3-4 минуты. Она включает в себя ритуал приветствия, игры в круге на подражание, развитие коммуникативных навыков и крупной моторики.
Основная часть длится 25 минут. Она включает в процесс работы изодеятельность. Техника Эбру выполняется поэтапно:
1.Наливаем заранее подготовленную жидкость в специальный лоток. В палитре готовим краски разного цвета. Берем веерную кисть, окунаем в краску и разбрызгиваем над водой. Это будет фон рисунка. Фон может состоять из 2-3 цветов.
2.Далее берем спицу и размешиваем в разных направлениях краску по желанию. Фон готов.
3. Приступаем к рисунку, в основе которого лежит круг. Рисунок выполняется тонкой спицей. Спица окунается в краску и ставится точка на поверхности воды. Вытираем спицу салфеткой, окунаем в другую краску, и снова погружаем в ранее отмеченную точку, которая уже расползлась в круг. Так можно делать несколько раз, используя разные оттенки. Затем спицей делаем рисунок, для этого спицей ведем из круга, или в круг. Рисунок готов.
4. Перенос рисунка.
Берем бумагу и кладем на поверхность воды. По бумаге аккуратно проводим спицей, чтобы рисунок отпечатался с воды на бумагу. Поддеваем край листа спицей, и достаем рисунок из воды, просушиваем на гладкой поверхности. Проводится рассматривание работы и обмен впечатлениями.
На заключительную часть отводится 1 – 2 минуты, в течение которых проводится ритуал окончания занятия.
Применение Эбру-техники требует развития навыков самоконтроля, саморегуляции, а также достаточного уровня развития абстрактного мышления, моторики, пространственного восприятия, умения ориентироваться на изобразительной поверхности.Регулярное выполнение подобных заданий детьми с ООП способствует формированию и развитию указанных процессов, функций и навыков у детей, повышает их самооценку, способствует развитию познавательных и творческих способностей, согласованности движений мелкой моторики.
Таким образом, рисование на воде – очень бережный и безопасный метод терапии. Этим он особенно хорош для детей с особыми образовательными потребностями,проявляющим жестокость по отношению к себе и другим детям. Эбру-терапия помогает справиться со многими проблемами и активно используется в работе Центра.
Список литературы:
- Башкирова Е. Н. Развитие детей с ОВЗ приемами арт-терапии // Психология в России и за рубежом: материалы II междунар. науч. конф. СПб.: Реноме, 2013. С. 85-90.
- Крылова А. А. Психологические проблемы самореализации личности. -СПб.: Изд. С-П ун-та, 2007. – 264 с.
- Могильченко О. А. Эбру - искусство рисования на воде как средство познания мира и развития эстетического восприятия у детей с ограниченными возможностями // Проблемы педагогики. 2016. №10. С. 31-34.
- Окульская Л. В. Нетрадиционная техника рисования эбру // Инновационные педагогические технологии: материалы IV междунар. науч. конф. Казань: Бук, 2016. С. 62-65.